admin_ » 12 апр 2021, 18:16
Первым крупным хитом НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА стала песня, которую все обычно называют "Гуд-бай, Америка". Поначалу она входила в первый более-менее внятный альбом группы "Невидимка". Однако большинство народа знают её по пластинке "Князь Тишины" 1988 года и при знакомстве с первой версией неизменно удивляются - где же знаменитая партия саксофона - главная изюминка песни? <слушать первую версию песни>
Дело в том, что саксофонист Алексей Могилевский в группе появился несколько позже, но, по моему мнению, именно он довёл многие песни группы до нужного уровня "хитовости". Не исключение и "Гуд-бай, Америка", которая особенно эффектно смотрелась на концертных выступлениях. Обычно она завершала программу, и в заключительном проигрыше музыканты поочерёдно покидали сцену. В конце на сцене оставался один Могилевский, и его одинокая саксофонная партия повисала воздухе красивой финальной кодой.
Забавно, что на альбом "Невидимка" "Гуд-бай, Америка" попала случайно. Всё задуманное уже было записано, но альбом показался музыкантам чересчур коротким.
В. Бутусов:
"У меня был набросок, который я хотел сделать в стиле raggae - это было модно тогда. Хотел, но не смог: времени не было. А тут взял Yamaha PS-55 - была у нас такая клавишная, в ней были заложены уже ритмические эффекты, звуки всякие. Врубаешь, а там сразу все играет, и ты ничего поправить не можешь, ниче. Врубили мы эту румбу, и думаем, во как круто - все играет как в шарманке. И я под эту румбу записал вокал. Вокал пришлось записывать дома, ночью, навесив вокруг одеяла и одежды для звукоизоляции".
На конверте пластинки "Князь Тишины" мы можем увидеть в соавторах текста и басиста группы - Дмитрия Умецкого. В 1980-х годах - большинство советской молодёжи воспринимало США, как некое "Рио-де-Жанейро" Остапа Бендера - чудесный рай, полный ярких красок, где "все ходят в белых штанах". Слова "Мэйд ин Ю-Эс-ЭЙ" звучали не менее притягательно, чем звуки западной рок-музыки. Именно на эти настроения прекрасно легла песня Бутусова и стала большим хитом. Хотя сам автор писал её в более романтическом ключе.
В. Бутусов: "У меня было ощущение такого рода: по тем временам я воспринимал Америку как легенду, как миф какой-то. Миф, который мы сами себе и придумали, потому что реально мы не представляли себе, что там. У меня ассоциации с Америкой были такие: Гойко Митич как индеец, Фенимор Купер и так далее… А писал я от лица человека, который прощался с детством, он уходил в самостоятельное плавание. Я сам тогда уехал от родителей. Мне было 20 лет…
Там, по-моему, чувствуется, что человек впросак попал, так что-то спел под караоке. Мы серьезно к этой песне не относились, а слушатели почему-то наоборот отнеслись серьезно. Наши звукооператоры той поры, пытливые такие, послушали и сказали: "О, ну это хит будет". ...Для меня успех этой композиции - загадка и по сей день".
Во время гастролей в Финляндии в 1988 году песню даже перевели на английский язык, однако Бутусов умудрился спеть её так, что финны перехода с русского на английский даже не заметили.
В 2000 году была написана, наверное, самая смешная и трогательная версия "Гуд-бай, Америки" для к/ф "Брат-2", где её исполнял тоненькими голосочками детский хор
Ну а строчки "Где я не буду никогда" оказались поспешными. В США Бутусов побывал и не раз.
Из интервью с В. Бутусовым, "МК", 23.05.2001.:
"- А почему вы столько лет заканчиваете свой концерт "Прощальной песней"?
- Это неизбежно. Я начинаю играть концерт, мне уже кричат: "Гуд бай, Америку" давай!" В принципе можно было бы выйти и полтора часа исполнять одну эту песню.
- Не раздражает?
- Я смирился. А что делать? Кричать со сцены о том, как они мне надоели вместе с этой песней? Лучше повернуться лицом к народу и получать от этого такое же удовольствие, как они".
"Снежные Волки" (1986)
Имя Насти Полевой нашим рок-меломанам должно быть известно хорошо, хотя её изысканная музыка массовой народной любовью особо не пользовалась. При этом одни из самых популярных песен певицы написал в начале карьеры именно Бутусов. Это и "Клипсо-Каллипсо" на стихи Кормильцева, и особенно "Снежные Волки", которую Бутусов написал полностью сам в подарок боевой рок-подруге.
Какое-то время Настя подпевала НАУТИЛУСУ на гастролях (в частности исполняла песню "Князь Тишины").
Настя Полева:
"Я его спросила, почему он сам ее не исполняет, а он говорит - "Вообще, не моя песня, и я хочу, чтоб ты ее исполнила".
В этой чарующей балладе-ужастике о демонических белых волках, окруживших дом, ломкий голос Насти звучит особенно выигрышно. Текст был слегка коряв, но в целом неплох. Единственное, что меня в нём смущало - так это непонятные "беглые толки". Лишь спустя время я узнал, что толки или согласия - это разновидности отдельных религиозных направлений у русских старообрядцев. Наверное, для музыкантов с Урала, куда в своё время и бежали старообрядцы, это слово было не в диковинку.
"Снежных волков" Настя очень часто исполняла на концертах, но по непонятным причинам на её первый сольный альбом песня не попала. Лишь спустя 10 лет она была перезаписана для альбома "Море Сиам" (1987), на неё сняли клип, а спустя время и старая версия вошла, как бонус в переиздание альбома "Тацу" 1987 года. Самая же забавную версию можно услышать в альбом Насти "С тобой и без тебя", где собраны раритетные записи 1985 года. Там на демо "Снежных волков" можно услышать голос маленькой Ани - первой дочки Бутусова <послушать раннюю версию>.
"Хлоп-хлоп (Гороховые Зёрна)" (1986)
Честно говоря, какими-то особо поэтическими достоинствами тексты Бутусова не блещут. Кстати, самокритичный Вячеслав всегда это и сам понимал. Поэтому я очень удивился, когда узнал, что текст песни "Хлоп-хлоп", прозванный в народе "Гороховые зёрна", написал Бутусов. Уж больно он походил на тексты Кормильцева - в меру социальные, в меру метафоричные.
Песня входила в альбом "Разлука" 1986 года - тот альбом, который и вывел никому неизвестную свердловскую группу на вершины популярности. Социальный подтекст "Зёрен" был вполне ясен - это некий кивок в советскую систему воспитания молодёжи - октябрята, пионеры, комсомольцы и т.д. Зёрна выращивают, некоторые зёрна бунтуют, пытаются пробить стену, а затем сами превращаются в кирпичи, из которых состоит стена.
Журнал "УРАЛЬСКИЙ СЛЕДОПЫТ", 1988:
"Считаете ли вы виновными во всех проблемах людей "скованных одной цепью" или виновны также "гороховые зерна"?".
В. БУТУСОВ: В число скованных мы ведь включаем и тех, которые не несут в себе отрицательного заряда. Точно так же гороховые зерна могут быть всякими: спелыми, незрелыми, с гнильцой и без оной. Этот вопрос - вопрос об отношении между двумя поколениями, вот и все. И я не могу однозначно ответить, жизнь ли такова, что растащила их друг от друга, и кто больше виноват. Ведь иногда непонятый отец-ретроград фигура более трагичная, чем непонятый сын-революционер..."
Музыкально песня "Хлоп-хлоп" просто отличная, хотя и довольно простая - три блатных аккорда (по-моему, она была второй песней которую я освоил на гитаре). Версия на "Разлуке" хоть и считается канонической, по драйву и по звуку сильно уступает концертному варианту, вошедшему на диск "Некоммуникабельность". Написаны "Зёрна" были под впечатлением от песни "Ubangi Stomp" группы STRAY CATS, как вспоминал сам Бутусов, "чтобы прокричаться и выпустить пар".
Из интервью с В. Бутусовым, "АиФ" №41, 12.10.2011:
"АиФ: - Особенно актуально звучат строчки из песни «Хлоп-хлоп» - «Нас растят и нас же сушат для того, чтоб только кушать»...
В.Б.: - Эти строчки будут актуальны всегда. Так как суть взаимоотношений отдельного человека и государства не меняется уже много тысяч лет. Когда-то нарушив систему небесной иерархии, мы постоянно пребываем в бардаке и так или иначе пытаемся навести порядок. Но поскольку мы космические тела, то всё равно подсознательно стремимся к состоянию покоя, к сохранению энергии. Тем не менее, нас продолжает корёжить, и мы соответствующим образом на это реагируем. Мне кажется, это неестественно для человека".
"Шар Цвета Хаки (Марш-марш левой)" (1986)
Несмотря на то, что песня более известная, как "Марш-марш левой!", вполне вписывалась в традиционный контекст антивоенных песен, в перестройку её текст слушатели относили больше к советской армии, чем зарубежной военщине. Тогда, как раз вовсю писали про ужасы "дедовщины", про "неправую" войну в Афганистане и так далее. В общем армия вдруг стала крайне непопулярной.
В. Бутусов:
"Песня "шар цвета хаки" была написана в паническом ужасе, вызванном возможностью попасть на службу в армию".
Здесь в тексте песни рука Бутусова видна хорошо - с его расплывчатыми образами и некоторыми корявостями вроде "Я вижу цвет, / Но я здесь не был...". Что имел в виду автор, неясно, но в армии он не был точно, потому что студентов Свердловского архитектурного института посылали только на военные сборы. Хотя и на военных сборах можно было уяснить, что "Марш-марш левой!" бывает, а "Марш-марш правой!" не командуют никогда.
Во время первых гастролей НАУТИЛУСА в Ленинграде в 1987 г. с этой песней случилась занятная история. Как это нередко случалось с Бутусовым, после первого куплета он напрочь забыл слова. Когда ему стало понятно "Шар цвета хаки" он не допоёт, Вячеслав подошёл к микрофону и лаконично сказал: "Дальше нельзя". Воспалённый мозг слушателей уже сам дорисовал страшную нелегальность забытого текста, и НАУТИЛУС стали героями дня.
В. Бутусов:
"К нашему товарищу и звукооператору Андрею Макарову приехал в гости приятель из Грузии. Среди прочих угощений была и экзотическая чача. Мы её употребили и поехали на очередной «фестиваль». Там мы выступили, исполнив в том числе и песню «Шар цвета хаки».
Андрей своего впечатлительного друга посадил рядом с пультом и после концерта рассказал нам, что тот уснул задолго до нашего выступления. Вечером мы возобновили угощение чачей и с ехидным умыслом спросили у отоспавшегося гостя, дескать, какая песня ему больше всего понравилась, на что генацвали ответил: - Та, где вы просили – «Масла с хлебом!»".
Кстати, если на песню "Гороховые Зёрна" повлияли STRAY CATS, то в музыке песни "Шар Цвета Хаки" многие усматривают отзвуки песни "I Don' Mind" группы SLADE.
"На Берегу Безымянной Реки" (1991)
В конце 1988 г. "золотой состав" НАУТИЛУСА распался. Слава оказался не готов к той нездоровой славе, которая свалилась на коллектив. Однако попытки возобновить сотрудничество со старым другом и одним из основателей НАУТИЛУСА - Дмитрием Умецким - окончились неудачей.
В 1990-м Бутусов переезжает в Ленинград, рекрутирует питерских музыкантов и создаёт новый состав НАУТИЛУСА с более жёсткой гитарной музыкой. Первые альбомы нового НАУТИЛУСА вышли философскими и мрачными.
На фоне этого материала ярким "солнечным зайчиком" выделяется замечательная песня "На Берегу Безымянной Реки" - настолько светлая и радостная, что, когда я прокручиваю её у себя в голове, меня постоянно накрывает волна какого-то счастья.
Текст не блистал какими-то откровениями, но песню совсем не портил. Пишут, что Бутусов принёс наброски "Реки" музыкантам и попросил сделать её "тропической, теплой песней". Так как в те времена население ещё будоражили звуки "Ламбады", песне был придан этакий звук "латинос". Прекрасные гитарные партии написал и исполнил Александр Беляев (экс-ТЕЛЕВИЗОР). А на песню был снят нехитрый, но запоминающийся клип, где дети танцевали самбу.
"К Элоизе" (1994)
Несмотря на то, что первые два альбома обновленного НАУ (особенно "Родившийся в эту ночь") были хороши, популярность группы возобновилась лишь с выходом альбома "Титаник". Песен, написанных Бутусовым, "от и до" на диске было всего две - невнятный и нудный "Зверь" и изящная фортепианная ретро-стилизация "К Элоизе" - отсылающая нас первыми тактами к композиции Бетховена "К Элизе".
Поначалу к песне планировался видеоклип в стиле этакого пластилинового "мульт-триллера", когда "форма сама по себе инфантильная, а музыка как бы угрожающая". Идею так не реализовали. Зато окончательная версия песни потеряла целый куплет, который выбросили именно из расчета на видеоклип. Вот пропавший текст:
"стой стой замри навсегда
у меня будут дети у тебя никогда
и в руках у них сабли и кривые ножи
их глаза так похожи на твои и мои
увы, мой ангел!"
Нереализованным оказался и замысел привлечь к работе Глеба Самойлова из АГАТЫ КРИСТИ. Он должен был проорать на фоне песни какие-то ругательства на немецком языке. Однако в то время Глеб пребывал в меланхолии и ругательства вышли неубедительными. Их тоже убрали.
"Настасья" (2000)
В 1997 году НАУТИЛУС развалился второй раз - в этом случае бесповоротно. Бутусов, пытаясь уйти от навязчивого имиджа группы, пробовал себя в самых рискованных проектах - записывал с Каспаряном абсурдистский альбом "Незаконнорожденный", написал на базе детского фольклора интересный альбом "Овалы". Однако слушатели каких-то особых восторгов не высказывали. Пока в 2000 году Бутусов не выпустил в сотрудничестве с коллективом DEADУШКИ (бывшие участники СТРАННЫХ ИГР и АВИА) диск с загадочным названием "Элизобарра-Торр". Необычные и современные электронные аранжировки DEADУШЕК оживили звук песен Бутусова, и народ это оценил. Самым пробивным хитом альбома, конечно, стала незабвенная "Настасья", которая "сама себя полюбила".
Масла в огонь подлил и клип, который режиссировал известный актёр Баширов и сам же сыграл в нём главную роль, представ в образе… Настасьи-трансвестита!
Забавно, что поначалу на эту песню, выдержанную в стилистике частушек, каких-то особых планов не строили. Однако DEADУШКИ работали над ней так долго и тщательно, что в итоге стало ясно - вот он хит для сингла!
Как известно, тексты Бутусов пишет в основном интуитивно и расплывчато, поэтому вопросы: "Что вы хотели этим сказать?" обычно ставят его в тупик. Но поразмыслив, он сказал, что "Настасья" песня совсем невесёлая, так как повествует о тяжёлой судьбе русской женщины.
В. Бутусов, 2001:
"Песня говорит о том, насколько решительно и убедительно русская женщина встречает напасти. О том, что надо соблюдать деликатность определенную по отношению к женщинам, несмотря на их тяжелое положение в данном опусе. И как раз женский образ там очень трогателен, а все остальное мы взяли на себя. Так и должно быть в жизни. Всю ответственность, всю гадость на себя должны брать мужчины".
Спустя 11 лет он уже говорил нечто другое.
В. Бутусов, 2012:
"(Это) скорее гротеск, памфлет, собирательный портрет незрелой женщины, не способной в силу духовной неразвитости любить. Всем нам знакомо это состояние беспричинного беспокойства, неопределенности".
"Девушка по городу" (2004)
Нынешний этап творчества Бутусова неразрывно связан с группой Ю-ПИТЕР, где напарником Вячеслава является Юрий Каспарян, бывший гитарист КИНО. Конечно, былой популярности НАУТИЛУСА Ю-ПИТЕРУ вряд ли дано достигнуть, да и тексты группы в виду отсутствия личности вроде Кормильцева обычно воспринимаются второстепенно. Бутусов досадовал, что из-за песни "Девушка по городу" не заметили других - более важных - песен альбома. По признанию автора, песня это воскрешение воспоминания о том, как он впервые приехал в Питер.
В. Бутусов:
"Это был май, все цвело, какие-то девушки ходили в белых блузках. В итоге сложилась песня-сантимент. И музыкальная основа была гротесковая, утрированная, настырная - получилась удачная зарисовка. Но на фирме грамзаписи ее превратили в обывательскую песню. Привлекли продюсера...
Первым крупным хитом НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА стала песня, которую все обычно называют "Гуд-бай, Америка". Поначалу она входила в первый более-менее внятный альбом группы "Невидимка". Однако большинство народа знают её по пластинке "Князь Тишины" 1988 года и при знакомстве с первой версией неизменно удивляются - где же знаменитая партия саксофона - главная изюминка песни? <слушать первую версию песни>
Дело в том, что саксофонист Алексей Могилевский в группе появился несколько позже, но, по моему мнению, именно он довёл многие песни группы до нужного уровня "хитовости". Не исключение и "Гуд-бай, Америка", которая особенно эффектно смотрелась на концертных выступлениях. Обычно она завершала программу, и в заключительном проигрыше музыканты поочерёдно покидали сцену. В конце на сцене оставался один Могилевский, и его одинокая саксофонная партия повисала воздухе красивой финальной кодой.
Забавно, что на альбом "Невидимка" "Гуд-бай, Америка" попала случайно. Всё задуманное уже было записано, но альбом показался музыкантам чересчур коротким.
В. Бутусов:
"У меня был набросок, который я хотел сделать в стиле raggae - это было модно тогда. Хотел, но не смог: времени не было. А тут взял Yamaha PS-55 - была у нас такая клавишная, в ней были заложены уже ритмические эффекты, звуки всякие. Врубаешь, а там сразу все играет, и ты ничего поправить не можешь, ниче. Врубили мы эту румбу, и думаем, во как круто - все играет как в шарманке. И я под эту румбу записал вокал. Вокал пришлось записывать дома, ночью, навесив вокруг одеяла и одежды для звукоизоляции".
На конверте пластинки "Князь Тишины" мы можем увидеть в соавторах текста и басиста группы - Дмитрия Умецкого. В 1980-х годах - большинство советской молодёжи воспринимало США, как некое "Рио-де-Жанейро" Остапа Бендера - чудесный рай, полный ярких красок, где "все ходят в белых штанах". Слова "Мэйд ин Ю-Эс-ЭЙ" звучали не менее притягательно, чем звуки западной рок-музыки. Именно на эти настроения прекрасно легла песня Бутусова и стала большим хитом. Хотя сам автор писал её в более романтическом ключе.
В. Бутусов: "У меня было ощущение такого рода: по тем временам я воспринимал Америку как легенду, как миф какой-то. Миф, который мы сами себе и придумали, потому что реально мы не представляли себе, что там. У меня ассоциации с Америкой были такие: Гойко Митич как индеец, Фенимор Купер и так далее… А писал я от лица человека, который прощался с детством, он уходил в самостоятельное плавание. Я сам тогда уехал от родителей. Мне было 20 лет…
Там, по-моему, чувствуется, что человек впросак попал, так что-то спел под караоке. Мы серьезно к этой песне не относились, а слушатели почему-то наоборот отнеслись серьезно. Наши звукооператоры той поры, пытливые такие, послушали и сказали: "О, ну это хит будет". ...Для меня успех этой композиции - загадка и по сей день".
Во время гастролей в Финляндии в 1988 году песню даже перевели на английский язык, однако Бутусов умудрился спеть её так, что финны перехода с русского на английский даже не заметили.
В 2000 году была написана, наверное, самая смешная и трогательная версия "Гуд-бай, Америки" для к/ф "Брат-2", где её исполнял тоненькими голосочками детский хор
Ну а строчки "Где я не буду никогда" оказались поспешными. В США Бутусов побывал и не раз.
Из интервью с В. Бутусовым, "МК", 23.05.2001.:
"- А почему вы столько лет заканчиваете свой концерт "Прощальной песней"?
- Это неизбежно. Я начинаю играть концерт, мне уже кричат: "Гуд бай, Америку" давай!" В принципе можно было бы выйти и полтора часа исполнять одну эту песню.
- Не раздражает?
- Я смирился. А что делать? Кричать со сцены о том, как они мне надоели вместе с этой песней? Лучше повернуться лицом к народу и получать от этого такое же удовольствие, как они".
"Снежные Волки" (1986)
Имя Насти Полевой нашим рок-меломанам должно быть известно хорошо, хотя её изысканная музыка массовой народной любовью особо не пользовалась. При этом одни из самых популярных песен певицы написал в начале карьеры именно Бутусов. Это и "Клипсо-Каллипсо" на стихи Кормильцева, и особенно "Снежные Волки", которую Бутусов написал полностью сам в подарок боевой рок-подруге.
Какое-то время Настя подпевала НАУТИЛУСУ на гастролях (в частности исполняла песню "Князь Тишины").
Настя Полева:
"Я его спросила, почему он сам ее не исполняет, а он говорит - "Вообще, не моя песня, и я хочу, чтоб ты ее исполнила".
В этой чарующей балладе-ужастике о демонических белых волках, окруживших дом, ломкий голос Насти звучит особенно выигрышно. Текст был слегка коряв, но в целом неплох. Единственное, что меня в нём смущало - так это непонятные "беглые толки". Лишь спустя время я узнал, что толки или согласия - это разновидности отдельных религиозных направлений у русских старообрядцев. Наверное, для музыкантов с Урала, куда в своё время и бежали старообрядцы, это слово было не в диковинку.
"Снежных волков" Настя очень часто исполняла на концертах, но по непонятным причинам на её первый сольный альбом песня не попала. Лишь спустя 10 лет она была перезаписана для альбома "Море Сиам" (1987), на неё сняли клип, а спустя время и старая версия вошла, как бонус в переиздание альбома "Тацу" 1987 года. Самая же забавную версию можно услышать в альбом Насти "С тобой и без тебя", где собраны раритетные записи 1985 года. Там на демо "Снежных волков" можно услышать голос маленькой Ани - первой дочки Бутусова <послушать раннюю версию>.
"Хлоп-хлоп (Гороховые Зёрна)" (1986)
Честно говоря, какими-то особо поэтическими достоинствами тексты Бутусова не блещут. Кстати, самокритичный Вячеслав всегда это и сам понимал. Поэтому я очень удивился, когда узнал, что текст песни "Хлоп-хлоп", прозванный в народе "Гороховые зёрна", написал Бутусов. Уж больно он походил на тексты Кормильцева - в меру социальные, в меру метафоричные.
Песня входила в альбом "Разлука" 1986 года - тот альбом, который и вывел никому неизвестную свердловскую группу на вершины популярности. Социальный подтекст "Зёрен" был вполне ясен - это некий кивок в советскую систему воспитания молодёжи - октябрята, пионеры, комсомольцы и т.д. Зёрна выращивают, некоторые зёрна бунтуют, пытаются пробить стену, а затем сами превращаются в кирпичи, из которых состоит стена.
Журнал "УРАЛЬСКИЙ СЛЕДОПЫТ", 1988:
"Считаете ли вы виновными во всех проблемах людей "скованных одной цепью" или виновны также "гороховые зерна"?".
В. БУТУСОВ: В число скованных мы ведь включаем и тех, которые не несут в себе отрицательного заряда. Точно так же гороховые зерна могут быть всякими: спелыми, незрелыми, с гнильцой и без оной. Этот вопрос - вопрос об отношении между двумя поколениями, вот и все. И я не могу однозначно ответить, жизнь ли такова, что растащила их друг от друга, и кто больше виноват. Ведь иногда непонятый отец-ретроград фигура более трагичная, чем непонятый сын-революционер..."
Музыкально песня "Хлоп-хлоп" просто отличная, хотя и довольно простая - три блатных аккорда (по-моему, она была второй песней которую я освоил на гитаре). Версия на "Разлуке" хоть и считается канонической, по драйву и по звуку сильно уступает концертному варианту, вошедшему на диск "Некоммуникабельность". Написаны "Зёрна" были под впечатлением от песни "Ubangi Stomp" группы STRAY CATS, как вспоминал сам Бутусов, "чтобы прокричаться и выпустить пар".
Из интервью с В. Бутусовым, "АиФ" №41, 12.10.2011:
"АиФ: - Особенно актуально звучат строчки из песни «Хлоп-хлоп» - «Нас растят и нас же сушат для того, чтоб только кушать»...
В.Б.: - Эти строчки будут актуальны всегда. Так как суть взаимоотношений отдельного человека и государства не меняется уже много тысяч лет. Когда-то нарушив систему небесной иерархии, мы постоянно пребываем в бардаке и так или иначе пытаемся навести порядок. Но поскольку мы космические тела, то всё равно подсознательно стремимся к состоянию покоя, к сохранению энергии. Тем не менее, нас продолжает корёжить, и мы соответствующим образом на это реагируем. Мне кажется, это неестественно для человека".
"Шар Цвета Хаки (Марш-марш левой)" (1986)
Несмотря на то, что песня более известная, как "Марш-марш левой!", вполне вписывалась в традиционный контекст антивоенных песен, в перестройку её текст слушатели относили больше к советской армии, чем зарубежной военщине. Тогда, как раз вовсю писали про ужасы "дедовщины", про "неправую" войну в Афганистане и так далее. В общем армия вдруг стала крайне непопулярной.
В. Бутусов:
"Песня "шар цвета хаки" была написана в паническом ужасе, вызванном возможностью попасть на службу в армию".
Здесь в тексте песни рука Бутусова видна хорошо - с его расплывчатыми образами и некоторыми корявостями вроде "Я вижу цвет, / Но я здесь не был...". Что имел в виду автор, неясно, но в армии он не был точно, потому что студентов Свердловского архитектурного института посылали только на военные сборы. Хотя и на военных сборах можно было уяснить, что "Марш-марш левой!" бывает, а "Марш-марш правой!" не командуют никогда.
Во время первых гастролей НАУТИЛУСА в Ленинграде в 1987 г. с этой песней случилась занятная история. Как это нередко случалось с Бутусовым, после первого куплета он напрочь забыл слова. Когда ему стало понятно "Шар цвета хаки" он не допоёт, Вячеслав подошёл к микрофону и лаконично сказал: "Дальше нельзя". Воспалённый мозг слушателей уже сам дорисовал страшную нелегальность забытого текста, и НАУТИЛУС стали героями дня.
В. Бутусов:
"К нашему товарищу и звукооператору Андрею Макарову приехал в гости приятель из Грузии. Среди прочих угощений была и экзотическая чача. Мы её употребили и поехали на очередной «фестиваль». Там мы выступили, исполнив в том числе и песню «Шар цвета хаки».
Андрей своего впечатлительного друга посадил рядом с пультом и после концерта рассказал нам, что тот уснул задолго до нашего выступления. Вечером мы возобновили угощение чачей и с ехидным умыслом спросили у отоспавшегося гостя, дескать, какая песня ему больше всего понравилась, на что генацвали ответил: - Та, где вы просили – «Масла с хлебом!»".
Кстати, если на песню "Гороховые Зёрна" повлияли STRAY CATS, то в музыке песни "Шар Цвета Хаки" многие усматривают отзвуки песни "I Don' Mind" группы SLADE.
"На Берегу Безымянной Реки" (1991)
В конце 1988 г. "золотой состав" НАУТИЛУСА распался. Слава оказался не готов к той нездоровой славе, которая свалилась на коллектив. Однако попытки возобновить сотрудничество со старым другом и одним из основателей НАУТИЛУСА - Дмитрием Умецким - окончились неудачей.
В 1990-м Бутусов переезжает в Ленинград, рекрутирует питерских музыкантов и создаёт новый состав НАУТИЛУСА с более жёсткой гитарной музыкой. Первые альбомы нового НАУТИЛУСА вышли философскими и мрачными.
На фоне этого материала ярким "солнечным зайчиком" выделяется замечательная песня "На Берегу Безымянной Реки" - настолько светлая и радостная, что, когда я прокручиваю её у себя в голове, меня постоянно накрывает волна какого-то счастья.
Текст не блистал какими-то откровениями, но песню совсем не портил. Пишут, что Бутусов принёс наброски "Реки" музыкантам и попросил сделать её "тропической, теплой песней". Так как в те времена население ещё будоражили звуки "Ламбады", песне был придан этакий звук "латинос". Прекрасные гитарные партии написал и исполнил Александр Беляев (экс-ТЕЛЕВИЗОР). А на песню был снят нехитрый, но запоминающийся клип, где дети танцевали самбу.
"К Элоизе" (1994)
Несмотря на то, что первые два альбома обновленного НАУ (особенно "Родившийся в эту ночь") были хороши, популярность группы возобновилась лишь с выходом альбома "Титаник". Песен, написанных Бутусовым, "от и до" на диске было всего две - невнятный и нудный "Зверь" и изящная фортепианная ретро-стилизация "К Элоизе" - отсылающая нас первыми тактами к композиции Бетховена "К Элизе".
Поначалу к песне планировался видеоклип в стиле этакого пластилинового "мульт-триллера", когда "форма сама по себе инфантильная, а музыка как бы угрожающая". Идею так не реализовали. Зато окончательная версия песни потеряла целый куплет, который выбросили именно из расчета на видеоклип. Вот пропавший текст:
"стой стой замри навсегда
у меня будут дети у тебя никогда
и в руках у них сабли и кривые ножи
их глаза так похожи на твои и мои
увы, мой ангел!"
Нереализованным оказался и замысел привлечь к работе Глеба Самойлова из АГАТЫ КРИСТИ. Он должен был проорать на фоне песни какие-то ругательства на немецком языке. Однако в то время Глеб пребывал в меланхолии и ругательства вышли неубедительными. Их тоже убрали.
"Настасья" (2000)
В 1997 году НАУТИЛУС развалился второй раз - в этом случае бесповоротно. Бутусов, пытаясь уйти от навязчивого имиджа группы, пробовал себя в самых рискованных проектах - записывал с Каспаряном абсурдистский альбом "Незаконнорожденный", написал на базе детского фольклора интересный альбом "Овалы". Однако слушатели каких-то особых восторгов не высказывали. Пока в 2000 году Бутусов не выпустил в сотрудничестве с коллективом DEADУШКИ (бывшие участники СТРАННЫХ ИГР и АВИА) диск с загадочным названием "Элизобарра-Торр". Необычные и современные электронные аранжировки DEADУШЕК оживили звук песен Бутусова, и народ это оценил. Самым пробивным хитом альбома, конечно, стала незабвенная "Настасья", которая "сама себя полюбила".
Масла в огонь подлил и клип, который режиссировал известный актёр Баширов и сам же сыграл в нём главную роль, представ в образе… Настасьи-трансвестита!
Забавно, что поначалу на эту песню, выдержанную в стилистике частушек, каких-то особых планов не строили. Однако DEADУШКИ работали над ней так долго и тщательно, что в итоге стало ясно - вот он хит для сингла!
Как известно, тексты Бутусов пишет в основном интуитивно и расплывчато, поэтому вопросы: "Что вы хотели этим сказать?" обычно ставят его в тупик. Но поразмыслив, он сказал, что "Настасья" песня совсем невесёлая, так как повествует о тяжёлой судьбе русской женщины.
В. Бутусов, 2001:
"Песня говорит о том, насколько решительно и убедительно русская женщина встречает напасти. О том, что надо соблюдать деликатность определенную по отношению к женщинам, несмотря на их тяжелое положение в данном опусе. И как раз женский образ там очень трогателен, а все остальное мы взяли на себя. Так и должно быть в жизни. Всю ответственность, всю гадость на себя должны брать мужчины".
Спустя 11 лет он уже говорил нечто другое.
В. Бутусов, 2012:
"(Это) скорее гротеск, памфлет, собирательный портрет незрелой женщины, не способной в силу духовной неразвитости любить. Всем нам знакомо это состояние беспричинного беспокойства, неопределенности".
"Девушка по городу" (2004)
Нынешний этап творчества Бутусова неразрывно связан с группой Ю-ПИТЕР, где напарником Вячеслава является Юрий Каспарян, бывший гитарист КИНО. Конечно, былой популярности НАУТИЛУСА Ю-ПИТЕРУ вряд ли дано достигнуть, да и тексты группы в виду отсутствия личности вроде Кормильцева обычно воспринимаются второстепенно. Бутусов досадовал, что из-за песни "Девушка по городу" не заметили других - более важных - песен альбома. По признанию автора, песня это воскрешение воспоминания о том, как он впервые приехал в Питер.
В. Бутусов:
"Это был май, все цвело, какие-то девушки ходили в белых блузках. В итоге сложилась песня-сантимент. И музыкальная основа была гротесковая, утрированная, настырная - получилась удачная зарисовка. Но на фирме грамзаписи ее превратили в обывательскую песню. Привлекли продюсера...