admin_ » 24 янв 2025, 16:39
Авторы термина brain rot предполагали, что такое погружение в интернет-реальность оказывает негативное воздействие на психику человека и его головной мозг. Последние исследования учёных показывают, что их опасения более чем оправданы.
Структура мозга меняется
Психологи давно заметили, что просмотр видеороликов, не несущих какой-либо смысловой нагрузки, вызывает зависимость — навязчивое, плохо контролируемое желание смотреть их ещё и ещё. А это вредно для когнитивных (познавательных, мыслительных) способностей и психологического здоровья человека, особенно если он ещё только ребёнок или подросток.
Бездумное потребление низкокачественных видеороликов (рилсов) может нарушать наш режим сна, ухудшать память и концентрацию внимания, приводить к резким перепадам настроения и эмоциональной подавленности и, как следствие, — к плохим результатам в учёбе или работе.
Специалисты всё глубже погружаются в эту проблему. Теперь китайские учёные из Тяньцзиньского педагогического университета решили глубоко погрузиться в неё в прямом смысле слова: они посмотрели, как залипание на коротких видеороликах меняет структуру мозга. Их исследование опубликовано в журнале Neurolmage.
В эксперименте приняли участие 111 студентов в возрасте от 17 до 30 лет. Все они регулярно смотрели короткие видеоролики в TikTok и других соцсетях. Ради чистоты результата организаторы исключили участников с неврологическими или психическими расстройствами: нужно было убедиться, что изменения в мозге, если они есть, связаны именно с видеозависимостью, а не другими патологиями.
Может передаваться по наследству?
«Зависимость от коротких видео стала растущей поведенческой и социальной проблемой, вызванной широким использованием цифровых платформ, предоставляющих увлекательный, персонализированный и короткий видеоконтент. Такие платформы испытали огромный рост числа пользователей и завоевали заметную долю рынка в последние годы, — пишут авторы статьи. — Только в Китае число пользователей коротких видео превысило 1 миллиард, что составляет более 95% от общего числа пользователей интернета. Среди них значительную часть составляют подростки и пожилые люди. Однако этот всплеск популярности в сочетании с меняющейся демографией пользователей вызвал растущую обеспокоенность политиков и исследователей».
Чтобы понять, как регулярный просмотр рилсов влияет на мозг, учёные проводили его МРТ-сканирование. В итоге были выявлены структурные изменения — различия в объёме серого вещества и функциональной активности мозга. У тех, кто испытывал наибольшую зависимость от видеороликов, оказались увеличены зоны, связанные с эмоциями, принятием решений и чувством удовлетворения.
Учёные сделали вывод, что таким людям труднее контролировать свои эмоции и сосредотачиваться на важных задачах. Также они могут иметь трудности с самооценкой: например, постоянно сравнивают себя с другими, испытывают чувство и зависти и т.п.
Кроме того, авторы исследования обнаружили более 500 генов, связанных с найденными в мозге изменениями. Получается, что залипание на коротких видеороликах может быть и генетически обусловленным. А значит — передаваться по наследству.
Как защитить себя и ребёнка?
Заведующая кафедрой клинической психологии Алтайского государственного университета, кандидат психологических наук Анна Кузьмина считает, что зависимость от видеоконтента особенно опасна для подрастающего поколения. Всё-таки взрослому человеку проще фильтровать информацию, получаемую из интернета, чем детям и подросткам.
«Доказано, что с развитием цифровых технологий мозг у человека словно бы атрофируется, становится ленивым, — говорит она. — Уже с 2006 года ученые заметили, что у нас стали уплощаться лобные доли, ответственные за контроль сложных интеллектуальных процессов. В результате у практически здоровых людей возникают проявления, сходные с симптоматикой больных различными психическими расстройствами. Заболевания нет, но специфика обработки информации мозгом меняется, как если бы оно было».
кие компьютерные игры особенно вызывают зависимость?
По мнению Кузьминой, всем нам необходимо сокращать так называемое экранное время: откладывать смартфон в сторону за два часа до сна и во время еды. И надо обязательно фильтровать контент, который смотрят в интернете дети. Но любой родитель знает, что добиться этого непросто. Совет тут только один: предлагать ребёнку альтернативное времяпрепровождение, которое увлечёт его. Это могут быть игры в настолки, совместные прогулки, походы в кино, музей или на каток, чтение или просто беседа по душам. А вот что касается самих взрослых...
«Перед тем, как посмотреть очередной ролик, спросите себя: для чего мне это нужно? Получу ли я из этого видео что-то полезное? — советует психолог. — Мы — то, что мы едим. Это касается и нашего мозга. Потребляя бессмысленный контент, мы не оставляем в своей голове места и психических ресурсов для чего-то действительного важного».
Поскольку в игре ребёнок пытается удовлетворить потребности, которые он не может удовлетворить в реальной жизни, каждый зависает на чём-то своём. Например, если есть потребность сближения с другими людьми, то ребёнок будет искать игры, которые подразумевают активное взаимодействие участников. В них возникает иллюзия активного общения, которого ребёнку не хватает в реальности. Кроме того, есть игры, которые специально направлены на то, чтобы реализовывать потребности, связанные с межличностными отношениями, и фактически создают виртуальное пространство для этого. Например, игры, в которых нужно с кем-то знакомиться, общаться, решать вопросы через других людей, — активно взаимодействовать в виртуальной социальной среде. В результате ребенок может с головой уйти в виртуальное пространство и окончательно утратить связь с живыми людьми.
Подросток из Сергиева Посада убил свою мать из-за того, что она запретила ему играть в компьютерные игры. Убийца, действительно, мог страдать зависимостью от гаджетов. Как диагностировать у ребенка этот недуг — разобрались aif.ru.
«Если кажется, что ребенок подсел на телефон, хочу акцентировать внимание, что проблема может быть не в гаджетах. Это как вирус, который к кому-то цепляется, а кого-то обходит стороной. Зависимость — не побочка цифрового прогресса, а, скорее, форма девиантного поведения. Конечно, всему есть физиологическое объяснение», — прокомментировала трагедию основатель и руководитель Академии гармоничного развития детей «Как Здорово!», нейропсихолог, клинический психолог Валерия Солтан.
По ее словам, главный показатель, что ребенок ушел в компьютерную зависимость, это так называемый феномен «нарастания».
«Его симптомы могут быть самые разные, — говорит Солтан. — Это когда ребенок забывает свои домашние обязанности, когда он из-за недосыпа не делает уроки, опаздывает в школу, плохо себя чувствует.
Последствия такого «нарастания» могут быть очень тяжелыми. У подростков начинаются систематические головные боли. Происходит замкнутость. Меняется физическое состояние. Появляются признаки истощения, вялости.
Дети могут становиться грубыми, агрессивными, вспыльчивыми. Они впадают в истерики, когда им ограничивают доступ к компьютерам.
Солтан говорит, что ни в коем случае нельзя наказывать подростков «телефоном», потому что в таком случае значимость гаджетов в их сознании только возрастает. Перекрывая доступ к компьютерам или другим электронным игрушкам, родители придают им большую ценность. По словам психолога, в таких случаях шантаж только вредит.
«Необходимо разговаривать с ребенком. Нужно вникать, какие у него друзья, как прошел день. Обычно они не любят этим делиться. Но можно спросить ребенка: в какой соцсети он зарегистрировался, что там интересного, какие новости ему интересны. Когда мы с открытым сердцем и с открытой душой показываем, что мы вовлечены в жизнь своих детей, они будут нам открыты, нам нечего будет бояться», — говорит Солтан.Люди, у которых много агрессии и которым трудно реализовать её в здоровом ключе, начинают увлекаться достаточно примитивными играми с драками, убийствами или более сложными с выстраиванием стратегий, завоеванием территорий.
Это происходит потому, что агрессия — не что иное, как энергия, которая рассчитана и настроена на то, чтобы преобразовывать внешнюю среду вокруг себя. Агрессия позволяет человеку двигаться вперёд, справляться с трудностями, преодолевать барьеры, которые встают на пути достижения цели. Если же её направлять на других людей или на себя в качестве аутоагрессии, то это становится очень серьёзной проблемой. Поэтому игры становятся воплощением нереализованных потребностей в виртуальном мире, когда человек не умеет делать это конструктивно в обычной жизни.
Слабые люди выбирают игры, в которых можно почувствовать себя хозяином ситуации, спрятавшись таким образом от ответственности за принятие решений, которые диктует реальный мир.
Нельзя сказать, что это абсолютно нездоровая копинг-стратегия, но проблема в том, что постепенно все большее вовлечение в игру лишает человека возможности удовлетворять свои здоровые потребности в обычной жизни.
Авторы термина brain rot предполагали, что такое погружение в интернет-реальность оказывает негативное воздействие на психику человека и его головной мозг. Последние исследования учёных показывают, что их опасения более чем оправданы.
Структура мозга меняется
Психологи давно заметили, что просмотр видеороликов, не несущих какой-либо смысловой нагрузки, вызывает зависимость — навязчивое, плохо контролируемое желание смотреть их ещё и ещё. А это вредно для когнитивных (познавательных, мыслительных) способностей и психологического здоровья человека, особенно если он ещё только ребёнок или подросток.
Бездумное потребление низкокачественных видеороликов (рилсов) может нарушать наш режим сна, ухудшать память и концентрацию внимания, приводить к резким перепадам настроения и эмоциональной подавленности и, как следствие, — к плохим результатам в учёбе или работе.
Специалисты всё глубже погружаются в эту проблему. Теперь китайские учёные из Тяньцзиньского педагогического университета решили глубоко погрузиться в неё в прямом смысле слова: они посмотрели, как залипание на коротких видеороликах меняет структуру мозга. Их исследование опубликовано в журнале Neurolmage.
В эксперименте приняли участие 111 студентов в возрасте от 17 до 30 лет. Все они регулярно смотрели короткие видеоролики в TikTok и других соцсетях. Ради чистоты результата организаторы исключили участников с неврологическими или психическими расстройствами: нужно было убедиться, что изменения в мозге, если они есть, связаны именно с видеозависимостью, а не другими патологиями.
Может передаваться по наследству?
«Зависимость от коротких видео стала растущей поведенческой и социальной проблемой, вызванной широким использованием цифровых платформ, предоставляющих увлекательный, персонализированный и короткий видеоконтент. Такие платформы испытали огромный рост числа пользователей и завоевали заметную долю рынка в последние годы, — пишут авторы статьи. — Только в Китае число пользователей коротких видео превысило 1 миллиард, что составляет более 95% от общего числа пользователей интернета. Среди них значительную часть составляют подростки и пожилые люди. Однако этот всплеск популярности в сочетании с меняющейся демографией пользователей вызвал растущую обеспокоенность политиков и исследователей».
Чтобы понять, как регулярный просмотр рилсов влияет на мозг, учёные проводили его МРТ-сканирование. В итоге были выявлены структурные изменения — различия в объёме серого вещества и функциональной активности мозга. У тех, кто испытывал наибольшую зависимость от видеороликов, оказались увеличены зоны, связанные с эмоциями, принятием решений и чувством удовлетворения.
Учёные сделали вывод, что таким людям труднее контролировать свои эмоции и сосредотачиваться на важных задачах. Также они могут иметь трудности с самооценкой: например, постоянно сравнивают себя с другими, испытывают чувство и зависти и т.п.
Кроме того, авторы исследования обнаружили более 500 генов, связанных с найденными в мозге изменениями. Получается, что залипание на коротких видеороликах может быть и генетически обусловленным. А значит — передаваться по наследству.
Как защитить себя и ребёнка?
Заведующая кафедрой клинической психологии Алтайского государственного университета, кандидат психологических наук Анна Кузьмина считает, что зависимость от видеоконтента особенно опасна для подрастающего поколения. Всё-таки взрослому человеку проще фильтровать информацию, получаемую из интернета, чем детям и подросткам.
«Доказано, что с развитием цифровых технологий мозг у человека словно бы атрофируется, становится ленивым, — говорит она. — Уже с 2006 года ученые заметили, что у нас стали уплощаться лобные доли, ответственные за контроль сложных интеллектуальных процессов. В результате у практически здоровых людей возникают проявления, сходные с симптоматикой больных различными психическими расстройствами. Заболевания нет, но специфика обработки информации мозгом меняется, как если бы оно было».
кие компьютерные игры особенно вызывают зависимость?
По мнению Кузьминой, всем нам необходимо сокращать так называемое экранное время: откладывать смартфон в сторону за два часа до сна и во время еды. И надо обязательно фильтровать контент, который смотрят в интернете дети. Но любой родитель знает, что добиться этого непросто. Совет тут только один: предлагать ребёнку альтернативное времяпрепровождение, которое увлечёт его. Это могут быть игры в настолки, совместные прогулки, походы в кино, музей или на каток, чтение или просто беседа по душам. А вот что касается самих взрослых...
«Перед тем, как посмотреть очередной ролик, спросите себя: для чего мне это нужно? Получу ли я из этого видео что-то полезное? — советует психолог. — Мы — то, что мы едим. Это касается и нашего мозга. Потребляя бессмысленный контент, мы не оставляем в своей голове места и психических ресурсов для чего-то действительного важного».
Поскольку в игре ребёнок пытается удовлетворить потребности, которые он не может удовлетворить в реальной жизни, каждый зависает на чём-то своём. Например, если есть потребность сближения с другими людьми, то ребёнок будет искать игры, которые подразумевают активное взаимодействие участников. В них возникает иллюзия активного общения, которого ребёнку не хватает в реальности. Кроме того, есть игры, которые специально направлены на то, чтобы реализовывать потребности, связанные с межличностными отношениями, и фактически создают виртуальное пространство для этого. Например, игры, в которых нужно с кем-то знакомиться, общаться, решать вопросы через других людей, — активно взаимодействовать в виртуальной социальной среде. В результате ребенок может с головой уйти в виртуальное пространство и окончательно утратить связь с живыми людьми.
Подросток из Сергиева Посада убил свою мать из-за того, что она запретила ему играть в компьютерные игры. Убийца, действительно, мог страдать зависимостью от гаджетов. Как диагностировать у ребенка этот недуг — разобрались aif.ru.
«Если кажется, что ребенок подсел на телефон, хочу акцентировать внимание, что проблема может быть не в гаджетах. Это как вирус, который к кому-то цепляется, а кого-то обходит стороной. Зависимость — не побочка цифрового прогресса, а, скорее, форма девиантного поведения. Конечно, всему есть физиологическое объяснение», — прокомментировала трагедию основатель и руководитель Академии гармоничного развития детей «Как Здорово!», нейропсихолог, клинический психолог Валерия Солтан.
По ее словам, главный показатель, что ребенок ушел в компьютерную зависимость, это так называемый феномен «нарастания».
«Его симптомы могут быть самые разные, — говорит Солтан. — Это когда ребенок забывает свои домашние обязанности, когда он из-за недосыпа не делает уроки, опаздывает в школу, плохо себя чувствует.
Последствия такого «нарастания» могут быть очень тяжелыми. У подростков начинаются систематические головные боли. Происходит замкнутость. Меняется физическое состояние. Появляются признаки истощения, вялости.
Дети могут становиться грубыми, агрессивными, вспыльчивыми. Они впадают в истерики, когда им ограничивают доступ к компьютерам.
Солтан говорит, что ни в коем случае нельзя наказывать подростков «телефоном», потому что в таком случае значимость гаджетов в их сознании только возрастает. Перекрывая доступ к компьютерам или другим электронным игрушкам, родители придают им большую ценность. По словам психолога, в таких случаях шантаж только вредит.
«Необходимо разговаривать с ребенком. Нужно вникать, какие у него друзья, как прошел день. Обычно они не любят этим делиться. Но можно спросить ребенка: в какой соцсети он зарегистрировался, что там интересного, какие новости ему интересны. Когда мы с открытым сердцем и с открытой душой показываем, что мы вовлечены в жизнь своих детей, они будут нам открыты, нам нечего будет бояться», — говорит Солтан.Люди, у которых много агрессии и которым трудно реализовать её в здоровом ключе, начинают увлекаться достаточно примитивными играми с драками, убийствами или более сложными с выстраиванием стратегий, завоеванием территорий.
Это происходит потому, что агрессия — не что иное, как энергия, которая рассчитана и настроена на то, чтобы преобразовывать внешнюю среду вокруг себя. Агрессия позволяет человеку двигаться вперёд, справляться с трудностями, преодолевать барьеры, которые встают на пути достижения цели. Если же её направлять на других людей или на себя в качестве аутоагрессии, то это становится очень серьёзной проблемой. Поэтому игры становятся воплощением нереализованных потребностей в виртуальном мире, когда человек не умеет делать это конструктивно в обычной жизни.
Слабые люди выбирают игры, в которых можно почувствовать себя хозяином ситуации, спрятавшись таким образом от ответственности за принятие решений, которые диктует реальный мир.
Нельзя сказать, что это абсолютно нездоровая копинг-стратегия, но проблема в том, что постепенно все большее вовлечение в игру лишает человека возможности удовлетворять свои здоровые потребности в обычной жизни.