• Slideshow
  • Основные направления программы часть 2
    ЗА ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ЗА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Наши требования: • бесплатное высококачественное среднее и высшее образование, доступное каждому гражданину страны; • повышение зарплаты (прежде всего - базовой) и социального статуса преподавателей дошкольных учреждений, школ, средних профессиональных и высших учебных заведений; • ликвидация за счет средств федерального бюджета разрыва в уровне доходов учителей в...
    Основные направления программы часть 1
    https://www.yabloko.ru/ Главная цель партии «ЯБЛОКО» - мирным конституционным путем построить в России современное правовое демократическое социальное государство, состоящее на службе у граждан и обеспечивающее динамичное развитие страны. Мы обеспечим принятие законов, гарантирующих: • защиту от произвольного лишения и ограничения свободы; • тайну личной жизни: переписки и телефонных разговоров, неприкосновенность...
    Предвыборная программа часть 7
    ПРОГРЕССИВНОЕ ГОСУДАРСТВО Разделение властей В России произошел сознательный отказ от реального горизонтального и вертикального разделения властей, которое является одним из главных принципов и механизмов современного государства. Значительная часть важнейших рычагов управления государством остается в руках президента и правительства. В стране фактически функционирует параллельное правительство в лице администрации...
    Предвыборная программа часть 6
    Развитие села Советская система сельского хозяйства, и без того не отличавшаяся высокой результативностью, к концу 1980-х годов показала свою полную неэффективность и нежизнеспособность, что выразилось в крайнем дефиците продуктов. В то же время проводимые в 1990-х годах социально-экономические реформы не привели к новому укладу экономики села. Советские хозяйства перешли к новым собственникам, которые в большинстве своем не знали,...
    Предвыборная программа часть 8
    Северный Кавказ Россия – федеративное государство, в котором регионы отличаются политическим и культурным своеобразием. Одним из таких регионов является Северный Кавказ, который переживает сегодня переломный момент своего развития. Откат от модернизационной модели развития Северного Кавказа в советский период привел к возвращению ценностей традиционного общества, распространению клановых, патрон-клиентских связей,...
    Предвыборная программа часть 5
    Жилищно-коммунальное хозяйство Российское жилищно-коммунальное хозяйство находится в состоянии тяжелейшего системного кризиса. Экономика отрасли осуществляется при антинаучном подходе, вопреки здравому смыслу и общепринятым экономическим законам. В 95% многоквартирных домов (МКД) не создано юридическое лицо из совладельцев для управления домом как единым объектом собственности и его эксплуатации. Реальное и легальное создание...
    Предвыборная программа часть 4
    Семья и детство Современная семья вынужденно перестает быть носителем ценностей, превращаясь в машину по зарабатыванию денег и обеспечению выживания своих членов. Меняются семейные ценности. Кризис семьи как социального института, его трансформация затронули все аспекты семейных отношений, отразились на репродуктивных, супружеских и родительских установках. Сегодня мы наблюдаем снижение рождаемости и повышение смертности;...
    Предвыборная программа часть 3
    Развитие предпринимательства В России уничтожается независимое малое и среднее предпринимательство. Законодательство на всех уровнях изобилует лоббистскими нормами в интересах сверхкрупного, монопольного, сетевого бизнеса и дискриминационными нормами в отношении среднего и малого. Наиболее выгодные для торговли площадки, как правило, выделяются монопольному сетевому бизнесу. Одновременно разворачиваются кампании...
    Предвыборная программа часть 2
    Культура и искусство Важнейшей задачей государственной политики в сфере культуры и искусства должно быть максимально широкое вовлечение граждан (прежде всего – детей, подростков и молодежи) в культурную и творческую жизнь. Это означает переход от поддержки «придворных» звезд (культурной и творческой «олигархии») и их проектов к созданию правдивых и по-настоящему глубоких связей между культурой России и повседневным...
    Предвыборная программа часть 1
    https://www.yabloko.ru/ В мире идет смена циклов – технологического, экономического, социального. Альтернативная энергетика, частный космос, биотехнологии, другие новейшие разработки – все это экономика знаний, принципиально новая модель развития человечества. Между ведущими странами планеты начинается очередной этап конкурентной гонки за будущее. Устаревшая структура экономики, полностью зависимая от продажи за рубеж природных...

Предвыборная программа часть 2

admin_
Site Admin
Сообщения: 997
Зарегистрирован: 28 ноя 2018, 04:35
Контактная информация:

Предвыборная программа часть 2

Сообщение admin_ »

Культура и искусство
Важнейшей задачей государственной политики в сфере культуры и искусства должно быть максимально широкое вовлечение граждан (прежде всего – детей, подростков и молодежи) в культурную и творческую жизнь. Это означает переход от поддержки «придворных» звезд (культурной и творческой «олигархии») и их проектов к созданию правдивых и по-настоящему глубоких связей между культурой России и повседневным существованием миллионов людей в разных уголках огромной страны, их образом жизни и ее смыслом. Конечная цель такой культурной политики определена еще А.С. Пушкиным:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Цель государственной политики в этом направлении – гуманизация отношений между людьми, развитие (особенно у подрастающего поколения) способности к состраданию и пониманию другого человека. На этой основе – доброты отдельных людей, их неравнодушия, способности к сочувствию – и рождается настоящее, прочное единство народа.
Еще одна ключевая задача – это обеспечение свободы искусства, в том числе от вмешательства невежественных чиновников и политиков, присваивающих себе право вещать от имени государства и общества. Речь может идти о прокате фильма, постановке оперного спектакля или вмешательстве в процесс присвоения профессиональных премий. От вкусов отдельных людей не должно зависеть художественное разнообразие. Разные направления искусства имеют право спокойно развиваться, а каждый гражданин вправе свободно выбирать наиболее интересное лично ему в многообразии культурной и творческой жизни страны.
По-настоящему реализовать эту свободу можно, только если для этого созданы необходимые условия. Важно обеспечить территориальную и ценовую доступность культурной жизни для всех россиян, достойный уровень жизни для всех сотрудников отрасли. Поэтому культуру и искусство необходимо включить в число важнейших направлений бюджетной политики.
Однако мы считаем правильным не просто поддержать культурное развитие России деньгами, но и пересмотреть место и роль культуры и искусства в экономике страны. Творческая деятельность – это богатейший ресурс развития. Мировая практика показывает, что культура и искусство напрямую влияют на уровень человеческого капитала и на правила жизни людей. Более того, культурная и творческая активность повышает привлекательность региона или города, меняет его образ к лучшему – и тем самым способствует притоку инвестиций, изменению структуры экономики, созданию квалифицированных рабочих мест, росту малого и среднего бизнеса (например, через рост туризма). Поэтому на всех уровнях необходимо перейти от нынешних устаревших и неверных подходов (восприятия музеев, концертных залов, театров, библиотек как развлечения, идеологического оружия или бюджетной обузы) к пониманию значения культуры и искусства как ресурса социального и экономического развития.
Мы будем добиваться:
– отставки руководства Министерства культуры РФ и назначения людей, для которых дело чести – защита свободы творчества и художественного разнообразия;
– увеличения расходов на культуру в федеральном бюджете вдвое (с 0,6% до 1,2%) до конца 2018 года и дальнейшего их доведения до 2% к 2021 году;
– роста зарплат в учреждениях культуры до средних по бюджетной сфере; запрета на уменьшение зарплаты до уровня ниже половины ставки, если речь идет о единственной работе сотрудника, – этот вопрос имеет жизненное значение для многих работников культуры в малых городах и на селе;
– разработки и введения нормативов территориальной доступности культурных и творческих пространств для каждого жителя страны. После введения этих нормативов – мораторий на закрытие учреждений культуры. Вместо закрытий и сокращений – создание новых творческих и культурных пространств;
– пересмотра ошибочных решений по бюджетной «оптимизации» в сфере культуры – воссоздания закрытых в ходе нее библиотек, искусствоведческих НИИ, досуговых центров, домов культуры и т.д.;
– участия общества в культурной кадровой политике – назначения руководителей учреждений культуры по итогам конкурса концепций. Конкурсная комиссия включает независимых экспертов (не менее 50% состава) и представителей коллектива учреждения;
– отказа от нынешнего варианта реформы трудовых отношений для людей творческих профессий: предлагаемое введение периодической аттестации возможно лишь с учетом реальной занятости работника и его защищенности законом от произвольного увольнения – востребованные сотрудники должны освобождаться от прохождения аттестации автоматически;
– отказа от системы творческой «олигархии»: перехода от произвольного распределения гигантских грантов президента и правительства между узким кругом «избранных» и многомиллионной поддержки из бюджета творчески и зрительски провальных фильмов «придворных» кинематографистов к ясной процедуре распределения средств для широкого круга творческих проектов и институций, с определенными, публично объявленными критериями и под общественным контролем;
– создания государственной публичной Синематеки на основе Музея кино и Госфильмофонда;
– права на фестивальные и некоммерческие показы фильмов без получения прокатного удостоверения от чиновников Министерства культуры;
– автоматического порядка выдачи удостоверений для коммерческого проката, исключающего цензуру;
– перевода телеканала «Культура» на «вторую кнопку» ТВ и общественного управления им (по образцу французско-немецкого телеканала ARTE);
– оповещения в случае использования исполнителями фонограммы в концертах и музыкальных программах: информация о полной или частичной фонограмме должна размещаться на афишах и билетах, а также выводиться титром на телеэкран в начале песни. Предоставление слушателям ложной информации должно рассматриваться как нарушение прав потребителя;
– поддержки негосударственных творческих и культурных проектов – создания открытых многофункциональных площадок (в том числе репетиционных), налоговых льгот меценатам;
– сохранения и развития системы русского репертуарного театра как национального достояния России, ее огромного культурного преимущества;
– обеспечения регулярного бесплатного посещения учреждений культуры школьниками и студентами вне зависимости от места проживания (региона и населенного пункта);
– налоговых льгот на просветительское книгоиздание и скидки по арендной плате для книжных магазинов, количество которых сегодня опасно сокращается;
– включения в Музейный фонд РФ наиболее выдающихся памятников архитектуры, занимаемых музеями, чтобы исключить их закрытие и передачу сторонним организациям.

Социальные технологии и настроение людей
Отличительными чертами состояния российского общества в настоящий момент являются:
– высокая степень аномии – неопределенность норм и ценностей, уход в «частную» мораль, отказ от поиска контактов с другими людьми и участия в общественной жизни;
– высокая степень атомизации общества; доминирует ориентация на персональное благополучие, личный успех и собственную силу;
– дефицит уважения к человеческой личности и низкий уровень доверия в обществе;
– отсутствие самоорганизации профессиональных сообществ;
– недооценивание сложности организации публичной сферы;
– отсутствие организации и культуры публичной дискуссии.
Переход к информационному обществу, формирование нового технологического уклада, темпы происходящих изменений настоятельно требуют механизмов эффективного социального взаимодействия, сотрудничества, оперативно работающих каналов коммуникации и обратной связи, высокой степени доверия и договороспособности участников всех процессов, активной роли профессиональных сообществ как движущей силы современного этапа развития, то есть наращивания социального капитала.
Развитие социального капитала возможно через:
– создание условий для развития самодеятельности человека во всех сферах: творчество, бизнес, спорт, волонтерство, благотворительность и т.д.;
– обеспечение возможностей для поиска и распространения информации, для свободного выражения (в том числе через СМИ) своего мнения по вопросам общественной и государственной жизни;
– распространение в обществе ценностей ответственности, честности, взаимопомощи, солидарности и формирование соответствующих норм;
– развитие таких форм межчеловеческой поддержки, как гражданское партнерство, позволяющее людям, не связанным родственными отношениями, оказывать друг другу взаимную поддержку и помощь, предоставляя гражданам, заключающим такое партнерство, возможности посещения друг друга в больнице, совместного владения имуществом, наследования и т.п.;
– развитие на базе библиотек сети центров местных сообществ, обеспечивающих вовлечение жителей в развитие территорий, социальную адаптацию членов местных сообществ, культурную, просветительскую и другую деятельность;
– самоорганизацию и институционализацию профессиональных сообществ, формирование экспертных сообществ и активное включение их в процесс принятия решений на всех уровнях власти;
– наделение населения властью над условиями для жизни через развитие всех форм самоуправления, включение в события и процессы по месту жительства;
– создание целостной инфраструктуры общественного участия по всей цепочке общественной деятельности: выдвижение идей, обсуждение, проектирование, доведение до власти, обеспечение ресурсами, организация работы с населением;
– создание фондов местных сообществ, аккумулирующих пожертвования жителей, бизнеса, а также административные и финансовые ресурсы местной власти как инструмента объединения идей сообществ и ресурсов всех видов для реализации общественных проектов на конкурсной основе;
– разрешение субъектам РФ устанавливать государственные языки субъектов РФ с письменностью, основанной на латинском и других алфавитах.
Ключевой фактор восстановления общественного и человеческого доверия, роста солидарности между людьми – создание условий для публичной дискуссии, здорового, серьезного, глубокого и уважительного обсуждения проблем во всех видах СМИ.
Сегодня роль средств массовой информации, особенно телевидения, воспринимается неоднозначно, зачастую отрицательно. Выдающийся ученый и популяризатор науки Сергей Капица называл российское ТВ «преступной организацией, потому что такого разложения, которое оно практикует в обществе, я не видел нигде и никогда». Необходимо усилить просветительские, информационные, гуманизирующие функции телевидения, освободив его от пропаганды, насаждения ненависти и мракобесия, распространения мифов и прямой лжи, всевозможной «желтизны» и пошлости, обильно цветущих не только на частных, но прежде всего на государственных телеканалах.
Государство не должно владеть СМИ, чтобы не манипулировать сознанием граждан в интересах отдельных должностных лиц и политических сил. Эфирную частоту Первого канала должно занять Общественное телевидение под руководством общественного совета, авторитетного как морально, так и интеллектуально. «Вторую кнопку» ТВ должен занять телеканал «Культура», также поставленный под общественный контроль. «Третью кнопку» необходимо отдать телеканалу Euronews для полноценного вхождения страны в европейское информационное поле.
Общественное телевидение должно быть открыто для всех точек зрения и свободно от политической цензуры и государственной пропаганды. Общественный совет такого телевидения должен состоять в том числе из представителей политических партий, получивших определенный процент голосов на федеральных либо региональных выборах (по одному представителю от каждой партии), и обладать реальными полномочиями по контролю над редакционной политикой, а способы формирования совета должны обеспечивать действительную независимость его от государства. Как показывает мировой опыт, наиболее соответствующим целям создания общественного телевидения и реально возможным является способ его финансирования за счет абонентской платы зрителей.
Важно создать гарантии непревращения телеканалов в рупоры олигархов, поэтому необходимо ограничить размер максимального пакета акций новостных телеканалов, находящегося в руках одного владельца. Эта мера также обеспечит журналистским коллективам высокий уровень защиты от давления и свободу в выстраивании редакционной политики.
При распределении телевизионных частот между телеканалами на конкурсах необходимо учитывать контент, ранее производимый каналами и их создателями и владельцами. Таким образом, будет установлен заслон на пути лженауки, конспирологии и мракобесия, пошлости и «желтизны».
Список общероссийских обязательных общедоступных телеканалов должен утверждаться не указами президента, а специальным законом, проходящим через парламентские дискуссии, широкое общественное обсуждение и экспертную оценку. При его составлении обязательно должен учитываться светский и социальный характер государства. Приоритет необходимо отдать познавательным и просветительским каналам, обеспечить показ спортивных и детских программ, лучших мировых и отечественных художественных, документальных и анимационных фильмов, качественных аналитических программ с разнообразием гостей и мирной, спокойной, содержательной, цивилизованной дискуссией.

Права человека и гражданское общество
Основные принципы демократического общества – общественная свобода, гражданское равенство и господство закона. Эти принципы, соединенные в концепции прав человека, являются универсальным ключом к решению проблем российского общества.
Сегодня основные права человека и гражданина в России попраны властью. Соблюдая внешнее соответствие, она совершенно не желает, чтобы граждане этими правами и свободами в полной мере пользовались, потому что свободный гражданин – главная опасность, основной враг для такой власти. Прикрываясь вопросами безопасности и под видом борьбы с антиобщественными пороками, государство выплескивает саму идею прав человека, выхолащивает ее суть, отступает от Конституции и норм международного права.
Свою задачу мы видим в возвращении регулирования общественных отношений в сфере прав человека на конституционно-правовой уровень, снижении количества оценочно-неопределенных норм, сокращении противоречий между международным и национальным правом, отказе от избыточного законодательного и подзаконного регулирования в сфере личных прав.
Мы будем добиваться:
– создания в России правового государства, неукоснительного соблюдения второй главы Конституции, возвращения принципа верховенства международного права, обеспечения реального равенства всех граждан страны перед законом;
– отмены всех репрессивных законов, ограничивающих права и свободы человека, зафиксированные во второй главе Конституции;
– снятия законодательных барьеров для развития гражданских некоммерческих организаций и свободных профсоюзов;
– реализации конституционного права граждан на свободу митингов, пикетов и демонстраций: уведомительный порядок их проведения; декриминализация наказаний за нарушение законодательства о порядке проведения публичных мероприятий; отмена дискриминационных запретительных ограничений и штрафов за участие в протестных акциях; отстранение от должности чиновников, использующих формальную процедуру согласования для ограничения конституционных прав граждан;
– прекращения преследования правоохранительными органами гражданских и оппозиционных активистов, а также практики проведения акций в поддержку власти с использованием в качестве массовки представителей зависимых от чиновников групп населения (студентов, бюджетников и т.д.). Только добровольное, искреннее и активное участие граждан в общественной и политической жизни России может гарантировать развитие страны в правильном направлении;
– развития системы общественного контроля над органами государственной власти, за соблюдением прав подследственных и осужденных, введения парламентского и гражданского контроля за спецслужбами и силовыми структурами;
– ратификации Протокола № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно окончательной законодательной отмены смертной казни в России; подписания и ратификации Протокола № 13 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни в любых обстоятельствах;
– ратификации Протокола № 12 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно общего запрета дискриминации в России; принятия всеобъемлющего антидискриминационного законодательства, запрещающего дискриминацию на любых основаниях и охватывающего прямую и косвенную дискриминацию как в государственной, так и в частной сферах согласно рекомендациям договорных органов ООН;
– введения обязательной процедуры общественного обсуждения кандидатов на должность уполномоченных по правам человека в России и субъектах РФ;
– внесения в процессуальное законодательство института обращения уполномоченных по правам человека как основания для пересмотра судебного решения или приговора в случае, когда по делу была допущена судебная или следственная ошибка;
– введения при принятии законов и иных нормативных правовых актов института правозащитной экспертизы, выполняемого Советом по правам человека при Президенте РФ, как оценки воздействия принимаемой нормы на реализацию прав, свобод и законных интересов граждан;
– изменения механизма формирования общественных палат: 1/4 федеральной Общественной палаты должна формироваться по предложению президента, 1/4 – по предложению Государственной Думы, 1/2 – по предложению межрегиональных НКО; 1/4 региональной Общественной палаты должна формироваться по предложению главы субъекта РФ, 1/4 – по предложению представительного (законодательного) органа субъекта РФ и 1/2 – по предложению региональных НКО;
– улучшения условий содержания и медицинского обслуживания в местах лишения свободы; установления правил, при которых исключается помещение в СИЗО арестованных при отсутствии в изоляторах спальных мест;
– возращения выплат льгот реабилитированным лицам, жертвам политических репрессий, представителям репрессированных народов с регионального на федеральный уровень;
– соблюдения принципов свободы совести и светского государства: все религии равны и отделены от государства, государство не финансирует деятельность конфессий и не предоставляет им других преимуществ;
– прекращения лживой практики спекуляции на понятии «оскорбление чувств верующих», которая уводит от актуальных проблем и раскалывает общество;
– выравнивания возможностей мужчин и женщин в разных сферах;
– развития системы добровольного и независимого участия молодежи в общественной жизни: школьного и студенческого самоуправления, в том числе с использованием международного опыта; наделения молодежных консультативных структур при законодательных органах власти правом законодательной инициативы и выработки предложений по статьям бюджета, затрагивающим интересы молодежи; возможность делегировать представителей в молодежные палаты должны получить все зарегистрированные политические партии;
– неукоснительного соблюдения свободы СМИ; отмены явной и скрытой политической цензуры в СМИ; возвращения дискуссий в прямом эфире федеральных телеканалов с участием представителей широкого спектра общественных групп, гражданских организаций, политических партий.

Экологические права граждан
Экологические права входят в число основных прав граждан, закрепленных в Конституции РФ. По Конституции РФ (статьи 29, 41, 42) и соответствующим законам граждане нашей страны имеют право на:
– благоприятную окружающую среду;
– достоверную информацию о состоянии окружающей среды, ее сбор и распространение;
– возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическим правонарушением;
– участие в принятии решений, касающихся состояния окружающей среды;
– защиту общественного интереса в области охраны среды;
– коренные малочисленные народы России – на традиционное природопользование.
Все эти экологические права граждан в нашей стране нарушаются, и государство, как правило, само оказывается нарушителем.
Мы считаем, что первоочередными задачами в деле защиты экологических прав граждан должны стать:
– введение в действующее законодательство принципа приоритетности права граждан на благоприятную среду обитания и защиту здоровья перед свободой предпринимательской и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду;
– императивность участия населения в принятии решений (путем проведения референдума субъекта РФ) о проектировании и строительстве объектов гражданской ядерной энергетики, крупных гидротехнических сооружений, предприятий, связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, объектов уничтожения химического оружия и т.д.;
– формирование федерального органа государственного управления в области обеспечения экологической безопасности;
– принятие законов, ужесточающих ответственность за нарушение экологических прав граждан;
– развитие государственной и общественной систем контроля и надзора, выявляющих и предупреждающих нарушение экологических прав граждан.


ЧЕСТНАЯ И ЭФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА
Экономическая стратегия
Несмотря на беспрецедентные для российской истории финансовые возможности, в России так и не создана эффективная экономическая модель. Не решена ни одна задача построения институциональной основы рыночной экономики и не сделано ни одного шага для диверсификации отечественного производства. Россия за эти годы стала в еще большей степени сырьевым придатком США, Евросоюза и Китая. Российский рубль так и не получил самостоятельного статуса и остался производной от цены на нефть. Рынок вроде бы и существует, но преимущественно без здоровой конкуренции, поскольку в стране свирепствуют монополии, как правило, с привлечением властного «административного ресурса». Именно поэтому та реальная экономическая модель, которая сегодня функционирует в России, в принципе не может быть эффективной.
Политика – это вопрос о целях. Этот выбор, по сути, определяет все остальное – экономическую политику, международные отношения и т.п.
Если мы ставим во главу угла силовое присутствие в мире и борьбу за сферы влияния, то это однозначно расставляет экономические приоритеты – разработка и производство вооружения, максимальная концентрация в руках государства сырьевой ренты, подозрительное отношение к любому иностранному присутствию в экономике. Соответственно, все разговоры об экономической демократии, благоприятном инвестиционном климате, поощрении иностранных инвестиций становятся пустой риторикой. В международных отношениях это означает неизбежную конфронтацию с основными существующими центрами силы – не только с Западом, но и на определенном этапе с Китаем, исламским миром, да и просто со случайными противниками. Все союзы в этой модели являются ситуативными. Никаких «стратегических союзников» нет и быть не может.
Если главным политическим выбором становится консервация власти на основе «традиционных ценностей», то цели экономического развития уходят на второй план. Авторитарная власть становится для себя одновременно и целью, и средством достижения этой цели. Любая форма концентрации финансовых и реальных активов в частных руках становится в этой ситуации потенциально опасной и потому нежелательной. Соответственно, основой экономической политики будут контроль авторитарной власти над всеми крупными активами и финансовыми потоками, ограничение прав и возможностей крупного частного бизнеса, жесткий мониторинг любых трансграничных операций с капиталом. Экономический рост в этих условиях не является приоритетом и поощряется лишь в той форме, в которой, согласно представлениям власти, не подрывает ее устои и безопасность. В международных отношениях такое целеполагание ведет к курсу на ограничение любых контактов, помимо официальных, поддержание отношений главным образом с теми правительствами и политическими режимами, которые придерживаются сходной ориентации или, как минимум, готовы отказаться от попыток каким-либо образом влиять на внутриполитическую жизнь партнеров.
Если во главу угла ставится рост и развитие общества, его постоянная модернизация, то в экономической политике приоритет отдается накоплению капитала, позитивному отношению к любым формам независимой, прежде всего частной экономической инициативы, поддержанию открытой экономической системы, позволяющей активно привлекать капитал извне, гарантированию, при разумных ограничениях, прав собственности и стабильности, институциональных условий хозяйственной деятельности.
Очевидно, что это невозможно без запрета на концентрацию власти в одном центре, разделения властных функций, создания системы сдержек и противовесов. Во внешней политике это означает акцент на создание благоприятных условий для экономического развития, минимизацию вовлеченности в конфликты, не затрагивающие прямо и непосредственно национальную безопасность, на максимизацию участия в процессе принятия важнейших международных решений, влияющих на экономическую среду.
Мы предлагаем сделать выбор в пользу развития и роста. Их критериями являются:
– объем и сложность потребления;
– рост и совершенствование общественной инфраструктуры (транспортной, коммуникационной, социальной);
– накопление всех видов капитала (производственные активы, в том числе нематериальные, финансовые ресурсы, человеческий капитал).
Эти критерии (они же – цели) не противоречат таким задачам, как рост международной роли и влияния, участие в принятии важнейших решений на международном уровне, обеспечение безопасности и политической стабильности. Наоборот, в долгосрочном плане только экономический рост и развитие являются условием их решения. На горизонте десятилетий никакая накопленная военная мощь не гарантирует обеспечение безопасности, тем более – возможности влиять на выработку международных решений. Это же применимо к понятию суверенитета – без современных ресурсов возможности страны столь ограничены, что понятие независимости становится условным. Независимая бедность в итоге все равно ведет к зависимости, только в завуалированной форме.
Целями экономической политики должны стать защита прав собственности, создание экономики знаний, развитие человеческого капитала и поддержка массового предпринимательства.
Для этого необходимо:
– формирование доверия и общественной морали в экономической деятельности. Экономика, как и политика в целом, может быть по-настоящему эффективной только в случае, если она отвечает элементарным нравственным императивам и гуманистическим ценностям;
– создание условий для развития высокотехнологичных и наукоемких производств, стимулирование инвестиций в новейшие научно-технические направления и отрасли промышленности; отмена для предприятий машиностроения уплаты НДС на три года;
– реализация активных и крупных мер по поддержке населения, направленных на рост потребительского спроса и радикальное увеличение емкости внутреннего рынка. Снижение налогов для людей с низким заработком, налоговые льготы при приобретении жилья, резкое снижение размера процентов по ссудам на покупку новых автомобилей, налоговые льготы тем, кто сегодня с большим трудом оплачивает высшее образование, а также малоимущим и семьям со средним достатком. Эта помощь должна быть адресована только тем, кто гарантированно потратит ее внутри страны – не зарезервирует на будущее и не отправит за рубеж. Помощь населению должна быть организована так, чтобы она была связана воедино с прямыми вложениями в жилищное строительство и инфраструктуру. Важнейшим механизмом развития внутреннего спроса может стать массовая передача земли в частную собственность под строительство семейных домов. Важно дать миллионам граждан России построить дом для себя и своих детей на собственной земле;
– создание правового государства, усовершенствование институциональной основы экономики и преодоление сырьевой зависимости – это магистральные направления для создания эффективной экономической системы в России.

Собственность
Политический строй, основанный на Конституции РФ 1993 года, стал формой закрепления у власти номенклатуры советского типа, использовавшей новые экономические условия для перевода части активов страны в личное пользование и распоряжающейся как своей собственностью тем, что осталось в руках государства. Крупный бизнес в России не появился самостоятельно, а был создан с помощью сомнительной ваучерной приватизации и раздачи собственности на основе коррупционных схем через так называемые залоговые аукционы. Результатом такой приватизации стало всеобщее недоверие к частной собственности.
По мере ухода в историю реформ 1990-х их результаты, в особенности приватизация крупной собственности, не становятся более законными и справедливыми в глазах общества, которое с радостью встречает рейдерство по отношению к новым богачам и отъем у них собственности чиновниками и силовиками. Всеобщее недоверие к частной собственности ведет к ее непрерывному переделу и естественным образом распространяется на мелких и средних собственников. Таким образом, сегодня в России не существует гарантий ни для владельца крупной компании, ни для владельца обычной квартиры или дачного участка. Все что угодно в любой момент может быть отобрано, если понадобится более влиятельному человеку.
Важнейшие рычаги управления государством остаются в руках олигархических групп. Поэтому принимаются решения, не позволяющие реализовать задачу формирования в России современного среднего класса как главной социальной силы, заинтересованной в реальной демократии и настоящей модернизации. Олигархия только внешне похожа на предпринимателей. Различие между ними принципиально: олигархия зарабатывает деньги за счет близости к власти, слияния с ней. Это дает ей привилегии и преференции, без которых она работать не умеет и не может. Олигархия нуждается не в равенстве перед законом, а, наоборот, – в неравенстве.
Мы считаем важнейшей задачей укрепление права собственности, ее неприкосновенности, с одновременной постепенной, но неуклонной диверсификацией структуры собственности, уменьшением ее концентрации правовыми методами с целью перераспределения контроля за национальными ресурсами от олигархии к массовым слоям средних и мелких собственников. Вместо олигархического должен быть создан народный капитализм.
Для этого необходимо:
– введение единовременного компенсационного налога на сверхкрупные доходы (windfall tax), полученные от приватизации важнейших государственных активов в ходе залоговых аукционов. Компенсационный налог рассчитывается как определенный процент от чистой прибыли, полученной собственником от приватизированного имущества. После его выплаты вопрос о законности приобретения имущества нынешним хозяином закрывается, принимаются правовые акты о признании сделок по приватизации середины 1990-х годов законными (кроме тех, где были совершены убийства и другие тяжкие преступления против личности) – с тем, чтобы исключить возможность непрерывных спекуляций на документах того «смутного времени»;
– создание ясных правил распоряжения активами, которые были получены в результате бюрократической приватизации, то есть на базе нерыночных в своей основе механизмов и процедур. Конкретные схемы и варианты такого рода правил могут быть различными (например, правила оборота этих активов и участие в составе их номинальных собственников или управляющих структур нерезидентов и любого рода непрозрачных структур и др.). Важно при этом принять такие правила, которые сведут к минимуму искажения мотивации собственников в отношении эффективности использования оказавшихся в их распоряжении активов и позволят сохранить определенный уровень контроля над их использованием с точки зрения соответствия общественным целям. Тот же принцип должен быть применен и для легитимизации собственности, приобретенной не только в процессе приватизации и с существенными нарушениями налогового законодательства. Гарантии права собственности на деньги и активы, приобретенные некриминальными методами, но без уплаты налогов, могут быть предоставлены в обмен на некоторые ограничения при их использовании (обязательный, хотя бы и временный, перевод денежных средств в российскую банковскую систему, уплата постфактум подоходного налога с официальной амнистией по допущенным налоговым нарушениям и т.п.);
– прозрачные механизмы приватизации госкомпаний через размещение акций на публичном рынке капитала с одновременным введением ограничения на консолидацию акций. Аналогичные механизмы необходимо использовать при передаче по наследству, перепродаже, слиянии и поглощении крупнейших государственных предприятий, приватизированных в 1990-е и 2000-е годы. Ни один гражданин или семья не должны владеть более чем 10% акций предприятий, которые они сами не создавали. В результате мы существенно увеличим число миноритарных акционеров, права которых на прибыль и участие в управлении компанией будут гарантированы государством;
– расследование всех обращений о рейдерских захватах собственности и возвращение ее законным владельцам;
– отмена нормативных правовых актов, допускающих внесудебный снос как нестационарных объектов, так и объектов капитального строительства, отмена части 4 статьи 222 Гражданского кодекса РФ;
– реализация программы «Земля – Дома – Дороги», направленной на закрепление за средним классом важнейших экономических активов – земли и недвижимости.
Государство должно обеспечить право:
– владельцев сельских и дачных домов – на недвижимость, включая прилегающие земельные участки в сложившихся границах размещения; дачная амнистия при этом осуществляется не на бумаге, а реально и в полном объеме;
– собственников квартир в многоквартирных домах – на общедомовую собственность;
– членов ТСЖ и ЖСК – на полноценное распоряжение придомовой территорией и всеми без исключения нежилыми помещениями и пристройками к их домам;
– нанимателей жилья в общежитиях и военных городках – на приватизацию своего жилья в фактических границах проживания, наравне с другими гражданами;
– жителей домов, подлежащих сносу в целях строительства для государственных и муниципальных нужд, – на адекватную компенсацию рыночной стоимости их жилья и прилегающей земли;
– ученых, научных сотрудников, инженерно-технических работников, изобретателей и других представителей творческих профессий – на интеллектуальную собственность (открытия, изобретения, идеи и т.д.), в том числе уже вложенную в готовую продукцию, продаваемую на рынке.

Бюджетная политика
Сегодня на федеральном уровне более 30% всех расходов бюджета – это вооружение, армия, спецслужбы, полиция, другие силовые структуры. Расходы на образование и медицину составляют лишь по 3-5%, на культуру и вовсе 0,6%. Доля этих статей расходов в федеральном бюджете систематически уменьшается. Значительная часть обязанностей в социальной сфере передана на региональный уровень без обеспечения необходимым финансированием. Отдельно стоит острая проблема разрушения изношенной инфраструктуры.
Исполнение бюджета практически не контролируется обществом и парламентом. Значительная часть средств уходит на поддержку коммерческих структур, деятельность которых не связана с интересами граждан и часто осуществляется в других странах. Низким является качество социально-экономических прогнозов и анализа эффективности вложения бюджетных средств. Все яснее становится, что нынешняя бюджетная политика – это движение к отсталости, путь в тупик.
Мы предлагаем сменить приоритеты бюджета. Главными должны стать три направления:
– здоровье граждан (медицина, экология, массовый спорт);
– гуманитарное развитие (образование, наука, культура, искусство);
– обустройство страны (инфраструктура ЖКХ, транспорт, коммуникации).
Цели такой бюджетной политики вполне ясны: повышение качества жизни, здоровье и долголетие россиян, рост производительности труда, экономика знаний, атмосфера общественного доверия, смягчение нравов и гармонизация человеческих отношений.
Чтобы изменить таким образом бюджетную политику, необходимо:
– комплексное решение, включающее отказ от милитаризации; увеличение расходов на образование и науку, здравоохранение, культуру и искусство, массовый спорт; сокращение расходов на содержание бюджетных «кормушек» (госкорпораций и т.д.), административной системы, на не представляющиеся необходимыми проекты, и затем – направление освободившихся средств в социальную сферу, в том числе на повышение зарплат бюджетникам;
– перестройка бюджетных отношений таким образом, чтобы обеспечить финансовую самостоятельность региональных и местных бюджетов, чтобы число дотационных регионов страны было уменьшено, сокращены встречные финансовые потоки и, как следствие, транзакционные издержки;
– передача Государственной Думе, законодательным собраниям субъектов РФ и представительным органам муниципальных образований полномочий подготовки и принятия бюджетов;
– создание прозрачной системы расходования бюджетных средств, в том числе системы контроля за реализацией государственных и целевых программ;
– исключение из бюджета необоснованных расходов и нецелевых проектов и направление освободившихся средств на реализацию социальных программ. Нужно ограничить бонусы топ-менеджеров в государственных корпорациях и обусловливать предоставление бюджетных инвестиций коммерческим организациям раскрытием в Интернете размера выплат топ-менеджерам;
– повышение уровня открытости бюджетных данных (расширение состава публикуемой информации о формировании бюджетов; ограничение объема информации, которую можно относить к коммерческой тайне) для организаций, получающих средства из бюджета; развитие механизмов партиципаторного и инициативного бюджетирования (прямого включения граждан в распределение бюджетных средств);
– введение в Бюджетный кодекс РФ понятия секвестра бюджета, а также понятия защищенных статей бюджета и отнесение к таким статьям всех социальных обязательств Российской Федерации и субъекта РФ.

Противодействие росту цен
Рост цен – основная и наиболее чувствительная для граждан составляющая экономического кризиса, который продолжается с 2014 года. Основной причиной роста цен, как и главной причиной всего кризиса, были и остаются ошибочные действия президента и правительства.
Наиболее серьезный скачок цен произошел после указа президента Путина о запрете на ввоз в Россию многих видов продуктов из Евросоюза, Норвегии, Австралии, США и Канады. В итоге для миллионов россиян сократился выбор продуктов, ухудшилось их качество, а цены на сыр, другие молочные продукты, мясо и рыбу очень заметно выросли.
Насколько это решение помогло отечественному производителю – вопрос открытый. Так, производство молока в 2015 году не выросло, а сократилось на 10 тысяч тонн, а по итогам 2016 года ожидается снижение производства почти на 700 тысяч тонн. Уменьшилось поголовье крупного рогатого скота. То есть без создания нормальной конкурентной среды в экономике и оздоровления государственной системы нынешнее руководство страны не может по-настоящему и без ущерба для россиян обеспечить импортозамещение.
Между тем дефицит того же молока, по официальным данным Министерства сельского хозяйства, составляет ежегодно 8 миллионов тонн. Естественно, что в таких условиях продавцы задирают цены, вынуждая потребителя платить больше.
В условиях экономического кризиса мы считаем необходимым думать о поддержке не только отечественного производителя, но и отечественного покупателя. Если люди не смогут приобретать нужное количество продуктов и товаров, это не позволит развиваться и производственной сфере.
Поэтому важнейшая часть экономической стратегии «ЯБЛОКА» – это борьба с ростом цен, противодействие инфляции. Сейчас рост цен продолжается, и причина этому – действия государства. В 2015 году номинальные зарплаты россиян выросли на 4,6%, пенсии – на 3%. При этом цены на газ для населения повышены на 8,7%, на электроэнергию – на 8,5%, тарифы железнодорожного транспорта – на 10,0%, цены на бензин выросли на 4,8%, тарифы на услуги ЖКХ – на 8,3%. На дорогах появилась система «Платон», вступили в силу новые (подчас превышающие рыночные) кадастровые оценки недвижимости, введены новые налоги и сборы.
Соответственно, и предложения по выходу из кризиса должны основываться на сокращении этого роста цен и снижении процентной ставки по мере успехов в борьбе за оптимизацию издержек.
Первый шаг по сдерживанию роста цен – это отмена «антисанкций». В народе их называют «самосанкциями», потому что, введя продуктовое эмбарго, президент Путин прежде всего ударил по уровню жизни народа. Необходимо вернуться к цивилизованной торговле с внешним миром, обеспечив доступ на прилавки магазинов качественных и свежих продуктов из разных стран, а не суррогатов из пальмового масла и разнообразных «белорусских креветок».
Второй, после «самосанкций», причиной роста цен в России является потворство руководства страны им же созданным крупным монополистическим корпорациям.
Отсюда следующий шаг: мораторий на рост тарифов естественных монополий. Нужно замораживать или снижать тарифы, чтобы, пусть и ценой сокращения прибыли монополий, подавить рост цен. Уделить основное внимание сокращению издержек и избавлению от непрофильных активов. Принадлежащие государству компании типа «Газпрома» не имеют права повышать цены и одновременно расходовать средства на иностранные футбольные клубы, убыточные СМИ и заоблачные зарплаты высшего руководства.
Необходимо обеспечить прозрачность тарифов, их обоснованность, снизить для предпринимателей стоимость подключения к сетям, повысить энергоэффективность.
Через принадлежащие государству нефтяные компании и их автозаправки влиять на стоимость бензина, не позволяя ей расти. Снижение цен госкомпаниями на несколько процентов вынудит остальных нефтяников приостановить рост или даже включиться в процесс снижения.
То же касается компаний в других отраслях, где государство является заметным экономическим игроком. Конечно, такая политика невозможна без политической воли народа России, без смены руководства страны и отставки приближенных к первому лицу глав госкомпаний и госкорпораций.
Третий шаг: всяческое поощрение конкуренции на рынке и сильная антимонопольная политика. Защита малого и среднего бизнеса – как в сфере производства, так и в сфере торговли, чтобы покупатель в больших городах не зависел от сговора нескольких крупных торговых сетей. Обеспечение максимально прямого пути товара от производителя до потребителя. Жесткое ограничение арендных ставок на муниципальные помещения, используемые мелким и средним бизнесом в сфере обслуживания.
В-четвертых, необходимо приостановить действие всех решений о введении новых налогов и сборов, принятых или вступивших в силу после 1 января 2015 года. Важно провести широкую общественную и парламентскую дискуссию о том, насколько необходим каждый из этих налогов и сборов.
В-пятых, комплекс мер, направленных на сокращение социального расслоения между богатыми и бедными, на уменьшение разрыва в доходах внутри государственного аппарата, хотя и уменьшит спрос на предметы роскоши, зато увеличит его на продукты и товары массового потребления, что создаст дополнительные стимулы для производителей.
В-шестых, новые подходы к жилищному строительству и развитие связанной с ним инфраструктуры (см. раздел «Земля – Дома – Дороги») также будут создавать внутренний спрос на продукцию российских предприятий и поддержат занятость, давая новые рабочие места.
Наконец, седьмой шаг – это совместная борьба власти и общества с коррупцией и создание современного, эффективного, отделенного от управления бизнесом государства. Вопрос впрямую относится к росту цен: все даваемые взятки включаются потом в стоимость товаров и услуг для потребителей.
Когда все эти шаги приведут к резкому замедлению инфляции в условиях кризиса, естественное в таких обстоятельствах снижение Центральным банком кредитной ставки может стать очень действенным инструментом развития экономики и ее возвращения к росту – но уже не только и не столько за счет нефти и газа, сколько за счет возросшей доступности кредитов для несырьевого предпринимательства в России. Вместе со снятием международных санкций и возвращением иностранных инвестиций в Россию это позволит нашей стране быстро перейти от сегодняшнего падения экономики к ее росту, от уменьшения доходов граждан к их стабильному и заметному увеличению.

Вернуться в «Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость