• Slideshow
  • Основные направления программы часть 2
    ЗА ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ЗА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Наши требования: • бесплатное высококачественное среднее и высшее образование, доступное каждому гражданину страны; • повышение зарплаты (прежде всего - базовой) и социального статуса преподавателей дошкольных учреждений, школ, средних профессиональных и высших учебных заведений; • ликвидация за счет средств федерального бюджета разрыва в уровне доходов учителей в...
    Основные направления программы часть 1
    https://www.yabloko.ru/ Главная цель партии «ЯБЛОКО» - мирным конституционным путем построить в России современное правовое демократическое социальное государство, состоящее на службе у граждан и обеспечивающее динамичное развитие страны. Мы обеспечим принятие законов, гарантирующих: • защиту от произвольного лишения и ограничения свободы; • тайну личной жизни: переписки и телефонных разговоров, неприкосновенность...
    Предвыборная программа часть 7
    ПРОГРЕССИВНОЕ ГОСУДАРСТВО Разделение властей В России произошел сознательный отказ от реального горизонтального и вертикального разделения властей, которое является одним из главных принципов и механизмов современного государства. Значительная часть важнейших рычагов управления государством остается в руках президента и правительства. В стране фактически функционирует параллельное правительство в лице администрации...
    Предвыборная программа часть 6
    Развитие села Советская система сельского хозяйства, и без того не отличавшаяся высокой результативностью, к концу 1980-х годов показала свою полную неэффективность и нежизнеспособность, что выразилось в крайнем дефиците продуктов. В то же время проводимые в 1990-х годах социально-экономические реформы не привели к новому укладу экономики села. Советские хозяйства перешли к новым собственникам, которые в большинстве своем не знали,...
    Предвыборная программа часть 8
    Северный Кавказ Россия – федеративное государство, в котором регионы отличаются политическим и культурным своеобразием. Одним из таких регионов является Северный Кавказ, который переживает сегодня переломный момент своего развития. Откат от модернизационной модели развития Северного Кавказа в советский период привел к возвращению ценностей традиционного общества, распространению клановых, патрон-клиентских связей,...
    Предвыборная программа часть 5
    Жилищно-коммунальное хозяйство Российское жилищно-коммунальное хозяйство находится в состоянии тяжелейшего системного кризиса. Экономика отрасли осуществляется при антинаучном подходе, вопреки здравому смыслу и общепринятым экономическим законам. В 95% многоквартирных домов (МКД) не создано юридическое лицо из совладельцев для управления домом как единым объектом собственности и его эксплуатации. Реальное и легальное создание...
    Предвыборная программа часть 4
    Семья и детство Современная семья вынужденно перестает быть носителем ценностей, превращаясь в машину по зарабатыванию денег и обеспечению выживания своих членов. Меняются семейные ценности. Кризис семьи как социального института, его трансформация затронули все аспекты семейных отношений, отразились на репродуктивных, супружеских и родительских установках. Сегодня мы наблюдаем снижение рождаемости и повышение смертности;...
    Предвыборная программа часть 3
    Развитие предпринимательства В России уничтожается независимое малое и среднее предпринимательство. Законодательство на всех уровнях изобилует лоббистскими нормами в интересах сверхкрупного, монопольного, сетевого бизнеса и дискриминационными нормами в отношении среднего и малого. Наиболее выгодные для торговли площадки, как правило, выделяются монопольному сетевому бизнесу. Одновременно разворачиваются кампании...
    Предвыборная программа часть 2
    Культура и искусство Важнейшей задачей государственной политики в сфере культуры и искусства должно быть максимально широкое вовлечение граждан (прежде всего – детей, подростков и молодежи) в культурную и творческую жизнь. Это означает переход от поддержки «придворных» звезд (культурной и творческой «олигархии») и их проектов к созданию правдивых и по-настоящему глубоких связей между культурой России и повседневным...
    Предвыборная программа часть 1
    https://www.yabloko.ru/ В мире идет смена циклов – технологического, экономического, социального. Альтернативная энергетика, частный космос, биотехнологии, другие новейшие разработки – все это экономика знаний, принципиально новая модель развития человечества. Между ведущими странами планеты начинается очередной этап конкурентной гонки за будущее. Устаревшая структура экономики, полностью зависимая от продажи за рубеж природных...

Предвыборная программа часть 4

admin_
Site Admin
Сообщения: 997
Зарегистрирован: 28 ноя 2018, 04:35
Контактная информация:

Предвыборная программа часть 4

Непрочитанное сообщение admin_ »

Семья и детство
Современная семья вынужденно перестает быть носителем ценностей, превращаясь в машину по зарабатыванию денег и обеспечению выживания своих членов. Меняются семейные ценности. Кризис семьи как социального института, его трансформация затронули все аспекты семейных отношений, отразились на репродуктивных, супружеских и родительских установках. Сегодня мы наблюдаем снижение рождаемости и повышение смертности; рост числа семей в группе риска – неблагополучных и неполных; брошенных стариков и детей; рост уровня насилия в семье, где совершается более трети всех тяжких преступлений; снижение уровня здоровья, грамотности, диспропорцию в распределении семейных ролей, рост числа разводов.
Мы считаем, что основными задачами государства являются:
– обеспечение условий для роста благосостояния российской семьи;
– защита семьи, материнства, отцовства и детства;
– обеспечение гарантий благополучной и уважаемой старости.
Наши приоритеты:
– выплата детских пособий в размере прожиточного минимума до достижения ребенком школьного возраста или выплата за счет средств федерального бюджета пособий на несовершеннолетнего ребенка из расчета 50% от прожиточного минимума, а при нетрудоспособности родителя – 100% от прожиточного минимума;
– выплата пособия в размере не менее прожиточного минимума в регионе на каждого члена семьи для потерявшего работу родителя, в одиночку воспитывающего детей;
– сохранение молочных кухонь с гарантией обеспечения качественными молочными продуктами;
– государственная поддержка различных форм дошкольного образования (гувернерство, семейные клубы, детские центры, домашние (семейные) детские сады, студии раннего эстетического развития);
– обеспечение права детей и их законных представителей свободно выбирать различные формы обучения: очную, заочную (без отрыва от производства), очно-заочную (вечерняя, сменная без отрыва от производства), самообразования, экстерната, семейного образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;
– возвращение в школьную программу предмета «Этика и психология семейной жизни», направленного прежде всего на профилактику психологического, физического и сексуального насилия в семье, а также на гендерное и сексуальное просвещение;
– развитие сети кризисных центров для социального обслуживания граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию: кризисных центров помощи женщинам, центров психолого-педагогической помощи населению, центров социального обслуживания населения, центров социальной адаптации (помощи), домов ночного пребывания, социальных приютов, социальных гостиниц) и т.д.;
– профилактика социального сиротства (введение реально работающей системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав, законодательное введение запрета на изъятие детей из семей без предварительного проведения социально-реабилитационной работы, включая возможность замены лишения родительских прав ограничением родительских прав с организацией в этот период реабилитационной работы с семьями);
– принятие действенных мер по взысканию алиментов на содержание детей;
– законодательные гарантии получения материнского капитала для отца в случае отсутствия супруги;
– обеспечение реализации принципа равенства прав и обязанностей родителей в отношении своих детей, как в период семейной жизни, так и после расторжения брака (сегодня в 95% случаев дети после развода остаются с матерью);
– проведение всеобщей паспортизации сирот в детских домах, создание федерального интернет-банка данных с информацией об их нуждах и проблемах. Анкеты в таком банке должны включать в себя сведения о потребностях детей в образовании, специальных формах поддержки, медицинском и лекарственном обеспечении. Паспортизация должна проводиться ежегодно, что позволит отслеживать качественные и количественные изменения в сфере работы с детьми-сиротами;
– разработка и реализация программы по реструктуризации интернатных учреждений, их разукрупнение и переход на семейные формы устройства, что повысит уровень образования и качество адаптации детей;
– создание правовых условий для деятельности патронатной семьи: введение понятия «профессиональная семья». Родители в таких семьях должны иметь профессиональное образование, серьезную мотивацию и работать по договору найма;
– при рассмотрении дел о лишении родительских прав необходимо решать вопрос о допустимости проживания родителя, лишенного родительских прав, совместно с ребенком;
– разработка программы социальной реабилитации выпускников детских домов; разработка программы «Жилье для выпускников детских домов», направленной на социальную инкорпорацию выпускников детских домов в общество и отказ от практики выделения квартир для выпускников детских домов в специально определенных домах, что серьезным образом скажется на возможностях социальной реабилитации;
– разработка и введение минимальных федеральных социальных стандартов по обеспечению детей-сирот;
– разработка и введение программ контрацепции среди подростков и молодежи для предупреждения ранней беременности, снижения числа абортов, противодействия распространению ВИЧ, гепатита и других заболеваний, передающихся половым путем;
– недопущение рекламы абортов. Недопущение запрета абортов или вывода абортов из системы ОМС;
– недопустимость снижения брачного возраста, введение единого принципа брачных отношений на территории всей Российской Федерации.

Гендерное равенство
Гендерное равенство – это не только одно из основных прав человека, но и необходимая основа для достижения мира, процветания и устойчивого развития. Обеспечение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин – одна из восьми целей развития тысячелетия, провозглашенных Организацией Объединенных Наций.
Мы считаем, что Российская Федерация не обеспечивает свои обязательства по выполнению Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и статьи 19 Конституции РФ.
Необходимо обеспечить:
– условия для реального участия женщин в деятельности государственных органов и общественных организаций, формировании и осуществлении государственной политики на всех уровнях;
– создание организационных, экономических и правовых гарантий для реализации права женщин на труд;
– конкурентоспособность женщин на рынке труда путем расширения их обучения новым профессиям, предпринимательской деятельности, преодоления отставания женщин-работниц по уровню квалификации, предотвращения дисбаланса в оплате труда мужчин и женщин, организации переподготовки и повышения квалификации женщин, имеющих перерывы в работе в связи с рождением детей и уходом за ними;
– поэтапную ликвидацию исторически сложившегося отставания в оплате труда в бюджетных отраслях с преимущественной занятостью женщин;
– право женщин на охрану труда, защиту их жизни и здоровья с учетом материнской функции;
– предоставление предусмотренных действующим законодательством социальных гарантий для работающих женщин, независимо от формы собственности предприятий, учреждений, организаций, в том числе при их ликвидации или реорганизации;
– организацию и развитие социальных услуг, позволяющих родителям совмещать выполнение родительских обязанностей с трудовой и общественной деятельностью, в том числе посредством сохранения и расширения сети учреждений по уходу за детьми.
Для всего этого необходима законодательная база. Наши конкретные предложения по обеспечению гендерного равенства – в разделах «Семья и детство», «Работа и оплата труда».

Общество для всех
В мире проживает 1 миллиард людей с ограниченными возможностями, то есть каждый седьмой житель планеты имеет какие-либо ограничения возможностей из-за здоровья. Число граждан России, являющихся инвалидами, превышает сегодня 14 миллионов человек, а это около 10% населения страны.
Согласно статистике Минтруда почти половине граждан (48%) с нарушениями опорно-двигательного аппарата приходится сталкиваться с барьерами при совершении покупок. 66% инвалидов по зрению отмечают трудности в использовании или полную недоступность спортивных сооружений и мест отдыха, 50% граждан с нарушениями зрения и опорно-двигательных функций сталкиваются с проблемами доступности медучреждений. Сегодня в нашей стране по разным причинам занята только треть лиц с ограниченными возможностями трудоспособного возраста (33%). В среднем человек с инвалидностью в России теряет 10 лет трудоспособной жизни.
Инвалидность в нашей стране – это почти неизбежная бедность и ежедневная отчаянная борьба со множеством трудностей. Не хватает реабилитационных центров, лекарств, специалистов. Существующие специалисты обладают недостаточной квалификацией, а чтобы получить помощь, приходится преодолевать серьезные препятствия. Создание благоприятной и доступной среды в городах и населенных пунктах остается декларацией, далекой от реальности.
Бесчеловечное отношение к людям с ограниченными возможностями не только травмирует слабых и незащищенных граждан, оно негативно влияет на перспективы стабильного и устойчивого развития российского общества в целом. Наша общая задача – позволить людям с инвалидностью получить возможность жить, учиться, работать, развиваться, бороться с болезнью. В интересах общества в целом – создать им условия для равноправного участия в жизни нашей страны.
Нам важен каждый.
Мы считаем необходимым:
– подчеркивать важность проблем инвалидности как составной части тех задач, которые стоят перед российским обществом;
– защищать права всех инвалидов, в том числе нуждающихся в более активной поддержке;
– ликвидировать барьеры, с которыми инвалиды продолжают сталкиваться на пути их участия в жизни общества в качестве равноправных членов.
Для этого мы предлагаем:
– разработать и внедрить федеральные и региональные комплексные программы профилактики инвалидности, в первую очередь детской;
– отказаться от практики введения новых критериев признания инвалидности с целью сокращения бюджетных расходов, а также отменить принятые в этом направлении в период с 2014 года нормативные и подзаконные акты;
– установить 100%-ную субсидию на оплату медико-социальной экспертизы, которая проводится для оспаривания неправомерных решений о снятии инвалидности;
– сформировать единый государственный реестр инвалидов, что позволит оптимально проводить социальную политику, оказывать адресную социальную помощь;
– признать право на коммуникацию граждан с ограниченными возможностями жизненно важным и подлежащим обеспечению со стороны государства. Установить в качестве способа социальной защиты граждан с ограниченными возможностями передвижения, имеющих доход ниже прожиточного минимума, коммуникационную субсидию для оплаты телефонной связи и Интернета;
– отказаться от отмены 50%-ной льготы на оплату коммунальных услуг для инвалидов;
– разработать федеральную целевую программу по обеспечению безбарьерного доступа ко всем объектам социальной, культурной и общественной инфраструктуры;
– установить критерии шаговой доступности объектов культуры для инвалидов;
– увеличить количество библиотек для слепых и слабовидящих читателей, выпуск книг, набранных рельефным шрифтом Брайля, и аудиокниг на различных носителях на русском и других языках народов Российской Федерации;
– оснастить здания и другие объекты, открытые для населения, знаками, выполненными шрифтом Брайля, в легко читаемой и понятной форме; предоставлять различные виды услуг помощников и посредников, в том числе проводников, чтецов и профессиональных сурдопереводчиков, чтобы облегчить доступность зданий и других объектов, открытых для населения; развивать другие формы оказания инвалидам помощи и поддержки, обеспечивающие им доступ к информации;
– развивать социальный заказ некоммерческим организациям в области дел милосердия, стимулировать волонтерство;
– развивать систему школ здоровья, открытого образования для детей с ограниченными возможностями. Увеличить количество реабилитационных центров для детей-инвалидов;
– законодательно закрепить статус детей, которые воспитываются в семьях, где один из родителей или оба являются инвалидами. Таким семьям должна оказываться социальная, гуманитарная, психологическая поддержка;
– восстановить в полном объеме и законодательно закрепить право приобретения инвалидами необходимых технических средств реабилитации по собственному выбору с обязательной полной денежной компенсацией затрат;
– разработать и внедрить программу об институте «передышки» для семей, на воспитании которых находится ребенок-инвалид. Это даст родителям возможность получить помощь специально обученной профессиональной семьи, на время доверив ей заботу о ребенке;
– разработать федеральную целевую программу по обеспечению граждан с ограниченными возможностями рабочими местами; к 2025 году безработица среди инвалидов должна быть сокращена не менее чем в два раза;
– сделать все сайты органов государственной власти и местного самоуправления доступными для людей с ограниченными возможностями по зрению;
– установить норму, согласно которой государственные и новостные программы федеральных и региональных телеканалов, выходящие как на русском языке, так и на языках других народов Российской Федерации, должны сопровождаться строкой-суфлером или синхронным сурдопереводом;
– установить норму, согласно которой не менее 50% культурных и развлекательных программ, выходящих в эфир федеральных телеканалов, и не менее 25% культурных и развлекательных программ, выходящих в эфир региональных телеканалов, как на русском языке, так и на языках других народов Российской Федерации, должны сопровождаться строкой-суфлером или синхронным сурдопереводом.

Права потребителей
Потребители – это все мы. Ежедневно, приобретая товары и услуги, заказывая работы, мы выполняем функции потребителя. Потребитель – конечное и самое главное звено в любой отрасли экономики, без потребителя экономики не станет.
Парадокс заключается в том, что, будучи самым главным звеном, потребитель зависит от экономических условий, уровня образования и позиций на рынке, позволяющих отстаивать свои интересы. Именно поэтому он нуждается в особой защите своих прав.
В сфере защиты прав потребителей мы предлагаем:
– резко повысить ответственность за нарушение прав потребителей. Ввести административные штрафы в пользу потребителя за нарушение его прав, которые в некоторых случаях должны стать оборотными (производство вредной продукции, продукции, не соответствующей заявленным свойствам, контрафакт, фальсификат). Размер штрафа должен быть дифференцирован в зависимости от тяжести нарушения;
– указывать информацию о дате выпуска и сроке годности продукта, его составе более крупным шрифтом или с помощью специальных заметных наклеек. В настоящее время принятие технических регламентов передано в ведение Евразийского экономического союза: любые предложения нельзя реализовать без согласия Белоруссии и Казахстана. Это затрудняет обеспечение продовольственной безопасности граждан России и их информирование о составе и сроке годности покупаемых в магазинах продуктов;
– наделить потребителя правом инициировать иски в защиту неопределенного круга людей при наличии более 100 пострадавших, в том числе предъявлять имущественные требования;
– предоставить потребителю и обществам потребителей право инициировать административные дела против нарушителей прав потребителей;
– установить запрет на повышение стоимости проезда в общественном транспорте, превышающее инфляцию.

ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ КОМФОРТНОЙ ЖИЗНИ
Защита окружающей среды
Начиная с 2000 года в стране реализуется необъявленная, хорошо продуманная программа деэкологизации под лозунгом снижения природоохранных требований для привлечения инвестиций. Ослаблено природоохранное законодательство, сокращена до невидимости государственная экологическая экспертиза, повсеместно нарушаются конституционные права граждан на чистую воду и воздух, на благоприятную среду обитания.
Результатом стали рост загрязнения окружающей среды, уплотнительная застройка в городах, вырубка городских зеленых насаждений, гибель лесов в результате пожаров и нелегальных рубок, застройка берегов водоемов и охраняемых территорий и, как следствие, увеличение экологически зависимой заболеваемости и смертности граждан.
В последние годы власть, не признавая ошибочности и опасности проводившейся экологической политики, занялась экологической риторикой. Объявляются «экологические года», принимаются необязательные, но звучные «концепции», делаются громкие заявления. Одновременно практически во всех крупных городах продолжается уплотнительная застройка, ухудшающая качество жизни, осуществляются и готовятся к реализации экологически опасные проекты, выгодные немногим, но ухудшающие жизнь всем.
Мы считаем, что первоочередными задачами в деле охраны окружающей среды являются:
– воссоздание государственного экологического и природоохранного правительственного органа и восстановление в полном объеме института государственной экологической экспертизы;
– облегчение налогового бремени для предприятий, устанавливающих очистные сооружения, освобождение от пошлин при закупках оборудования природозащитного назначения;
– отказ от технологии мусоросжигания, запрет строительства новых мусоросжигательных заводов, переход к раздельному сбору и переработке мусора, ликвидация нелегальных свалок;
– поддержка предпринимателей, занимающихся раздельным сбором и переработкой мусора, и компаний, внедряющих безотходное производство и чистые технологии;
– поощрение просветительских инициатив общественных организаций и профессиональных сообществ, направленных на формирование экологической ответственности собственников, управленческого класса и инженеров. Государственные компании должны подавать пример экологической ответственности частному бизнесу, чему может способствовать размещение офисов управляющих компаний непосредственно вблизи производств;
– поддержка экологически чистых отраслей экономики – туризма и курортного дела;
– развитие экологического образования, в том числе – бесплатных школьных экскурсий по экологическим тропам;
– ужесточение штрафов за превышение допустимого уровня загрязнений; избавление от загрязнений и накопленного экологического ущерба;
– отказ от ввоза из-за рубежа отработавшего ядерного топлива;
– отказ от строительства новых опасных ядерных объектов, в том числе АЭС, и выведение из эксплуатации АЭС, выработавших свой ресурс;
– модернизация традиционных видов энергетики (газовой и угольной), отказ от строительства новых крупных ГЭС;
– создание экономических стимулов для повышения энергоэффективности; стимулирование перехода на альтернативные и возобновляемые источники энергии;
– повышение эффективности государственной охраны лесов;
– запрет экспорта круглого/необработанного леса (ценных пород – с 2018 года, прочих – не позднее чем через 3 года);
– снос всех строений, возведенных с нарушением законодательства в природоохранных зонах и на берегах водоемов;
– введение обязательного, адекватного масштабам возможного ущерба страхования рисков не только в связи с авариями, но и в результате текущей деятельности опасных предприятий;
– сохранение существующих и создание новых особо охраняемых природных территорий; сохранение заповедного плато Укок в Горном Алтае, отказ от проекта экономически нецелесообразного строительства газопровода в Китай через Алтайские горы по так называемому западному маршруту.
Результатом решения этих задач станет снижение заболеваемости и смертности, связанных с экологическими факторами, повышение качества жизни граждан России.
Содержание домашних животных. Уровень цивилизованности общества определяется не только отношением к женщинам и детям, пожилым людям и лицам с ограниченными возможностями. О цивилизованности общества мы можем судить и по отношению его членов к братьям нашим меньшим – диким и домашним животным.
Жестокие убийства собак и кошек, выбрасывание подросших «живых игрушек» на улицу, бесконтрольное разведение, переполненные приюты для животных, выгул собак на детских площадках, свободный выгул без поводка и намордника собак сторожевых и бойцовых пород свидетельствуют о кризисе в сфере содержания домашних животных.
Мы считаем необходимым:
– введение единых стандартов содержания домашних животных, включающих в себя: правила разведения и содержания домашних животных; постепенное введение обязательного чипирования и учета всех домашних животных; введение административной ответственности за нарушение правил содержания и разведения домашних животных; введение административной ответственности за выбрасывание домашнего животного на улицу; введение обязательных нормативов для обеспечения жителей городских территорий площадками для выгула собак;
– ужесточение уголовной ответственности за жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечья, за незаконную охоту.

Энергетика и энергоэффективность
Построенная в России модель энергетики крайне неэффективна, морально и технологически устарела и нуждается в коренной перестройке. Устойчивый эффективный конкурентный рынок со встроенными механизмами саморазвития не создан. Цены на электроэнергию выросли в разы, но монополизм в отношении потребителей остался.
К 2014 году цены на электроэнергию в России превысили американские и канадские, несмотря на более низкие затраты на топливо и трудовые ресурсы. Причины – значительная импортная составляющая в технологиях производства, передачи и распределения электроэнергии и рост внутренних цен на газ на фоне снижения экспортных доходов Газпрома.
Одной из ключевых проблем является неэффективное управление ТЭЦ. ТЭЦ обязали работать на оптовом рынке электроэнергии (свыше 25 МВт). Электроэнергия стала продаваться на федеральном рынке, а тепло на локальном, что разрывает единство производства электроэнергии и тепла, т.к. производятся они в едином процессе и графике. В условиях зажатого регулирования на рынке тепла, из-за огромных потерь и неэффективности на каждом этапе (производства, передачи и потребления), издержки ТЭЦ стали переноситься с тепловой составляющей на электроэнергию, являющуюся для них побочным продуктом. В итоге электроэнергия на ТЭЦ стала слишком дорогой для рынка, где цены формируются в режимах «электрического» потребления, в то время как ТЭЦ работают по тепловому графику. Но так как закрыть ТЭЦ нельзя по социальным причинам (тепло, хоть и убыточное для них при существующем уровне эксплуатации систем теплоснабжения, необходимо для отопления и горячего водоснабжения), они стали работать в так называемом «вынужденном» режиме, что опять обернулось для потребителей электроэнергии повышенными платежами «за мощность», компенсирующими расходы электростанций.
В сетевом комплексе из-за низкой координации с территориальным экономическим развитием регионов и отсутствием рыночных сигналов по развитию национальной сети тратится около 150 миллиардов руб. в год, а эффективность остается крайне низкой. В секторе сбыта электроэнергии, где и должна развиваться конкуренция, и который характеризует степень открытости рынка, процветает почти тотальный монополизм региональных поставщиков.
Итогом такой модели в электроэнергетике стали массовые неплатежи, экономические и политические войны между сетями и поставщиками, монополизация рынка биллинга смежных услуг в ЖКХ и полное отстранение массовых потребителей от какого-либо осознанного участия в рынке электроэнергии. В теплоснабжении также накапливаются долги потребителей, наблюдается крайняя неэффективность, высокие платежи за тепло для населения с перспективой их дальнейшего роста и отсутствие внутренних стимулов его модернизации и внедрения современных технологий.
Ключевой задачей для повышения эффективности энергетики должно стать развитие конкуренции, создающей условия для поступательного развития при оптимальных потребительских ценах. Именно так это работает в успешных экономиках, где при общей тенденции к снижению цен на электроэнергию в последние годы наблюдается развитие энергетики, сравнимое по своему масштабу с научно-технической революцией второй половины прошлого века. К сожалению, Россия пока находится на обочине этого процесса, охватившего почти весь цивилизованный мир.
Развитие современной, распределенной генерации, превращающей потребителя одновременно и в производителя (производящего энергию для собственных нужд, а излишки направляющего в общую сеть), будет увеличивать конкуренцию и мотивировать всех участников рынка внедрять энергоэффективные и энергосберегающие технологии.
Энергоэффективность и энергосбережение. Самый важный источник энергии будущего – энергия экономии. Решая энергетические проблемы, Россия в настоящее время идет по экстенсивному пути, наращивая добычу и экспорт природных энергоносителей, увеличивая рост энергопотребления, не заботясь при этом об энергоэффективности и энергосбережении. В то же время в современных условиях одна тонна сохраненного энерго¬носителя обходится в 3-4 раза дешевле, чем тонна дополнительно добытого. Энергоемкость ВВП России в 3-6 раз выше, чем у ведущих мировых держав. Такое направление отечественной энергетической политики является тупиковым.
Мы выступаем за:
– экономное потребление энергии во всех отраслях промышленности и хозяйства;
– внедрение и использование высокоэффективных энергетических установок с КПД не меньше 50%;
– совершенствование конструкции энергетических установок, включая разработку и использование принципиально более эффективных способов генерирования энергии;
– разработку и внедрение новых энергетических накопителей;
– совершенствование средств и методов транспортировки энергии и ресурсов.
Энергоэффективность – важнейшая задача общества и власти для обеспечения устойчивого экономического развития страны.
Энергетика в ЖКХ. Одной из главных проблем жилищно-коммунального сектора в России является энергорасточительность. Основная причина – низкая теплоизоляция жилья. Она в 4 раза ниже, чем в Швеции, в 3 раза ниже, чем в США, существенно хуже, чем в Германии. Многоквартирные дома построены по типовым проектам в эпоху массового строительства и тотальной экономии строительных материалов, с низкими теплозащитными свойствами ограждающих конструкций (стен, крыш, окон, дверей). Централизованное теплоснабжение домов от генерирующих источников требуют постоянного ремонта магистралей. Применяются устаревшие конструкции внутренних инженерных систем (например, отопление без запорной и регулировочной арматуры), вторичное тепло методом рекуперации воздуха не используется.
Особенность теплоснабжения в том, что это единый и неделимый процесс, включающий в себя производство тепла, его транспортировку до потребителей и эффективное использование. Можно сколько угодно повышать эффективность производства, но если тепло теряется при транспортировке и непосредственно в домах и зданиях, эффективности достичь не удастся. Это важно учитывать при реконструкции коммунальной инфраструктуры и решении задачи модернизации систем тепло-, электро- и водоснабжения, очистки сточных вод.
Для повышения эффективности теплоснабжения жилищного сектора мы предлагаем следующие меры:
– поставщики тепла должны не только заниматься его производством (или покупкой на рынке) и передачей, но и модернизацией систем потребления и энергосбережения внутри зданий и жилых домов;
– новые здания необходимо строить только по энергоэффективным технологиям;
– использование механизма энергосервисных контрактов, когда экономия эксплуатационных расходов осуществляется за счет повышения энергоэффективности и внедрения технологий, обеспечивающих энергосбережение;
– введение специальных платежей за вредные выбросы для устаревших источников энергии;
– модернизация энергетической инфраструктуры с участием целевого использования бюджетных средств, что будет являться наиболее экономически оправданным способом возврата задолженности государства перед людьми за ранее невыполненный капитальный ремонт. Повышение энергоэффективности дома позволит снизить плату за жилищно-коммунальные услуги, а высвободившиеся средства граждан вложить в качественный капитальный ремонт;
– целевые государственные вложения в распределительные сети и создание новых или реконструкция существующих центральных тепловых пунктов (с учетом самых современных технологий). Это увеличит привлекательность вложений в модернизацию источников энергии и магистральных тепловых сетей для частных инвесторов.
Традиционная энергетика на органическом топливе. Рост мирового транспорта и промышленных производств, использующих традиционную углеводо¬родную энергетику, резко усугубил экономическую и экологическую ситуацию.
На традиционные виды теплоэнергетических ресурсов (нефть, нефтепродукты, газ, уголь) к 2020 году будет по-прежнему приходиться около 85% общемирового использования первичных энергоносителей. В России углеводородная энергетика еще длительное время объективно будет являться главным участником энергетического рынка, нанося при этом непоправимый ущерб здоровью населения и окружающей среде.
Чем интенсивнее и объемнее потребляются не¬возобновляемые энергетические ресурсы, тем значительнее происходит нарушение гео- и экосистем. В настоящее время только тепловые электро¬станции ответственны за 2/3 суммарных национальных выбросов двуокиси серы, 1/4 окиси азота, 1/3 ртути и 1/3 выбросов двуокиси углерода, основного парникового газа.
Эксплуатация месторождений нефти и газа по старым технологиям приводит к тяжелым последствиям для людей и окружающей среды. При сгорании продуктов нефте- и газодобычи выделяются в больших количествах углекислый газ, сернистые соединения, оксид азота и т.д., что, в свою очередь, влияет на изменение климата. Нефтепродукты загрязняют и водные бассейны планеты. Ежегодно в Мировой океан сбрасывается от 2 до 10 миллионов тонн нефти. Уже почти 30% поверхности океана покрыто нефтяной пленкой. Огромный вред окружающей среде наносят потери нефти при ее добыче и транс¬портировке. Только в РФ эти потери со¬ставляют до 7% и более. Глубина проникновения нефти в грунт на загрязненных участках может достигать 90 см. Восстановление растительности на таких участках возможно не раньше чем через 15 лет.
Мы выступаем за:
– повышение эффективности и безопасности традиционных энергетических технологий, усовершенствование технологических процессов тепловых электростан¬ций. Комбинированное производство тепла и электроэнергии (когенерация) для тепловых электростанций должно рассматриваться как важнейшее мероприятие повышения их энергетической эффективности и улучшения последствий климатической энергетической политики;
– уменьшение производства жидко¬го моторного топлива и замену его альтернативными источниками. Необходимо стремиться к развитию электромобилей с гибридными установками, водородной энергетикой, двигателями, использующими природный или иной газ;
– снижение количества и объемов разливов и утечек нефти, в том числе посредством стимулирования компаний проводить замену устаревших трубопроводов, регулярного мониторинга и существенного повышения штрафов за разливы нефти и нефтепродуктов.
Атомная энергетика. Ввиду наработки больших объемов опасных для человека и окружающей среды радиоактивных отходов, атомная энергетика не может быть отнесена к категории «чистой» энергетики.
Атомная энергетика является потенциально опасной и не может выдерживать экономическую конкуренцию с энергетикой на органическом топливе. Но поскольку атомная энергетика является частью ядерно-оружейного комплекса страны, в ближайшие десятилетия Россия не станет на путь выхода из ядерной энергетики, как это сделали, например, Германия и Италия.
Мы считаем необходимым:
– обеспечение максимальной безопасности атомной энергетики и недопущение инициирования новых проектов и технологий, которые могут создавать новые угрозы и риски;
– вывод из эксплуатации устаревших и выработавших свой ресурс АЭС, ликвидацию ядерного и радиационного наследия, оставшегося со времен холодной войны и Советского Союза. Использование атомной энергии должно быть направлено на мирные цели в области медицины, науки и других высокотехнологичных отраслей.
Гидроэнергетика. На фоне успехов гидроэнергетики не стоит забывать и о минусах, которые она несет окружающей среде. Строительство крупных плотинных ГЭС сопряжено с существенными экологическими проблемами – затоплением больших территорий, изменением климата (например, в Красноярске из-за ГЭС не замерзает Енисей, лед не образуется на протяжении 80 километров вниз по течению от плотины гидростанции). Вывод ГЭС из эксплуатации требует больших бюджетных затрат.
Мы выступаем за развитие малой и альтернативной гидроэнергетики с использованием механической энергии приливов, волн, течений и тепловой энергии океана.
Преимущества малой гидроэнергетики – экологичность и низкая себестоимость производства энергии (в два раза ниже, чем на больших ГЭС). В Китае построено более 90 тысяч малых ГЭС, которые обеспечивают 30 процентов энергопотребления в сельских районах; США планирует ввести малые ГЭС суммарной мощностью 50 тысяч МВт. В России суммарная мощность малых гидроэлектростанций порядка 250 МВт.
Россия обладает колоссальными ресурсами для использования малой и альтернативной гидроэнергетики. Необходимо лишь направить финансовые ресурсы на развитие данных видов энергетики.

Вернуться в «Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя