• Slideshow
  • Основные направления программы часть 2
    ЗА ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ЗА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Наши требования: • бесплатное высококачественное среднее и высшее образование, доступное каждому гражданину страны; • повышение зарплаты (прежде всего - базовой) и социального статуса преподавателей дошкольных учреждений, школ, средних профессиональных и высших учебных заведений; • ликвидация за счет средств федерального бюджета разрыва в уровне доходов учителей в...
    Основные направления программы часть 1
    https://www.yabloko.ru/ Главная цель партии «ЯБЛОКО» - мирным конституционным путем построить в России современное правовое демократическое социальное государство, состоящее на службе у граждан и обеспечивающее динамичное развитие страны. Мы обеспечим принятие законов, гарантирующих: • защиту от произвольного лишения и ограничения свободы; • тайну личной жизни: переписки и телефонных разговоров, неприкосновенность...
    Предвыборная программа часть 7
    ПРОГРЕССИВНОЕ ГОСУДАРСТВО Разделение властей В России произошел сознательный отказ от реального горизонтального и вертикального разделения властей, которое является одним из главных принципов и механизмов современного государства. Значительная часть важнейших рычагов управления государством остается в руках президента и правительства. В стране фактически функционирует параллельное правительство в лице администрации...
    Предвыборная программа часть 6
    Развитие села Советская система сельского хозяйства, и без того не отличавшаяся высокой результативностью, к концу 1980-х годов показала свою полную неэффективность и нежизнеспособность, что выразилось в крайнем дефиците продуктов. В то же время проводимые в 1990-х годах социально-экономические реформы не привели к новому укладу экономики села. Советские хозяйства перешли к новым собственникам, которые в большинстве своем не знали,...
    Предвыборная программа часть 8
    Северный Кавказ Россия – федеративное государство, в котором регионы отличаются политическим и культурным своеобразием. Одним из таких регионов является Северный Кавказ, который переживает сегодня переломный момент своего развития. Откат от модернизационной модели развития Северного Кавказа в советский период привел к возвращению ценностей традиционного общества, распространению клановых, патрон-клиентских связей,...
    Предвыборная программа часть 5
    Жилищно-коммунальное хозяйство Российское жилищно-коммунальное хозяйство находится в состоянии тяжелейшего системного кризиса. Экономика отрасли осуществляется при антинаучном подходе, вопреки здравому смыслу и общепринятым экономическим законам. В 95% многоквартирных домов (МКД) не создано юридическое лицо из совладельцев для управления домом как единым объектом собственности и его эксплуатации. Реальное и легальное создание...
    Предвыборная программа часть 4
    Семья и детство Современная семья вынужденно перестает быть носителем ценностей, превращаясь в машину по зарабатыванию денег и обеспечению выживания своих членов. Меняются семейные ценности. Кризис семьи как социального института, его трансформация затронули все аспекты семейных отношений, отразились на репродуктивных, супружеских и родительских установках. Сегодня мы наблюдаем снижение рождаемости и повышение смертности;...
    Предвыборная программа часть 3
    Развитие предпринимательства В России уничтожается независимое малое и среднее предпринимательство. Законодательство на всех уровнях изобилует лоббистскими нормами в интересах сверхкрупного, монопольного, сетевого бизнеса и дискриминационными нормами в отношении среднего и малого. Наиболее выгодные для торговли площадки, как правило, выделяются монопольному сетевому бизнесу. Одновременно разворачиваются кампании...
    Предвыборная программа часть 2
    Культура и искусство Важнейшей задачей государственной политики в сфере культуры и искусства должно быть максимально широкое вовлечение граждан (прежде всего – детей, подростков и молодежи) в культурную и творческую жизнь. Это означает переход от поддержки «придворных» звезд (культурной и творческой «олигархии») и их проектов к созданию правдивых и по-настоящему глубоких связей между культурой России и повседневным...
    Предвыборная программа часть 1
    https://www.yabloko.ru/ В мире идет смена циклов – технологического, экономического, социального. Альтернативная энергетика, частный космос, биотехнологии, другие новейшие разработки – все это экономика знаний, принципиально новая модель развития человечества. Между ведущими странами планеты начинается очередной этап конкурентной гонки за будущее. Устаревшая структура экономики, полностью зависимая от продажи за рубеж природных...

Предвыборная программа часть 5

admin_
Site Admin
Сообщения: 997
Зарегистрирован: 28 ноя 2018, 04:35
Контактная информация:

Предвыборная программа часть 5

Непрочитанное сообщение admin_ »

Жилищно-коммунальное хозяйство
Российское жилищно-коммунальное хозяйство находится в состоянии тяжелейшего системного кризиса. Экономика отрасли осуществляется при антинаучном подходе, вопреки здравому смыслу и общепринятым экономическим законам.
В 95% многоквартирных домов (МКД) не создано юридическое лицо из совладельцев для управления домом как единым объектом собственности и его эксплуатации. Реальное и легальное создание юридического лица в многоквартирном доме с большим числом совладельцев представляет сложную практическую задачу.
Поэтому число товариществ собственников жилья (ТСЖ), созданных и работающих по инициативе совладельцев, крайне мало (около 5% от общего числа МКД). При отсутствии органа внутреннего управления домом (ТСЖ, ТСН, ЖК, ЖСК и др.), как наиболее рационального инструмента для качественной и рентабельной эксплуатации объекта, власти навязывают неэффективное и затратное внешнее управление.
Внешняя и внутренняя инфраструктура жизнеобеспечения МКД на 2/3 изношена. Инвестиции на модернизацию «коммуналки», и в первую очередь инженерных систем, не поступают. Традиционные поставщики коммунальных ресурсов увлечены погоней за собственной прибылью, ростом собственных активов и дивидендов. Для этого ежегодно повышаются тарифы. Их рост с 2001 года составляет: на электроэнергию – 640%, природный газ – 730%, холодную воду – 810%, тепловую энергию – 940%. Нередко при этом наблюдается снижение качества, надежности и объемов поставляемого ресурса при попустительстве надзирающих органов.
Управление многоквартирным домом. Почему в настоящее время управление МКД с большим количеством собственников крайне неэффективно?
Во-первых, в большинстве случаев нет списка общего имущества МКД и его юридического оформления. Собственники не знают, чем они владеют, кроме своей квартиры, а управляющая организация не знает, что передано ей в управление. Поэтому необходимо введение и юридическое закрепление понятия кондоминиума, с государственной регистрацией общего имущества МКД. При составлении реестра такого имущества приоритет должен отдаваться собственникам, им должны быть возвращены все помещения, которые в соответствии с проектом дома и де-факто используются для обслуживания дома. При строительстве новых домов в проектной декларации должно отдельной строкой указываться общее имущество МКД.
Во-вторых, не определен статус совета дома, крайне затруднена процедура его избрания, его полномочия зависят от решения собрания собственников, а полномочия председателя совета – от доверенностей собственников. В результате в абсолютном большинстве домов или отсутствуют советы домов, или они избраны без соблюдения законодательства и не защищают интересы собственников. Совет дома должен быть признан органом общественного самоуправления, включен в систему местного самоуправления с соответствующим финансированием, должен избираться в соответствии с избирательным законодательством одновременно с органами местного самоуправления. Полномочия совета дома должны быть четко закреплены законодательно и включать в себя приемку работ, выполненных управляющими организациями, и контроль качества представляемых услуг.
В-третьих, деятельность ТСЖ должна быть прозрачной, с тем чтобы любой собственник помещения в доме мог ее контролировать. Законодательно должны быть закреплены эффективные механизмы такого контроля со стороны собственников и государства, а также механизмы защиты прав меньшинства.
Жилищные услуги. Проживающие в многоквартирных домах люди хотят получать качественные и понятные жилищные услуги, иметь о них полную информацию, получать за них прозрачные и понятные счета. Необходимо иметь эффективные механизмы приемки выполненных работ и предъявления претензий в случае оказания некачественных услуг. Нужны простые и эффективные механизмы привлечения к ответственности управляющей организации в случае неисполнения ею своих обязательств. Потребитель должен платить только за реально полученные услуги.
Для этого необходимо:
1. Разработать типовой договор на управление общим имуществом МКД, содержащий все основные законодательно закрепленные нормы. Собственники не имеют необходимого юридического образования и опыта хозяйственного управления для того, чтобы на собрании принять основные положения договора на управление общим имуществом МКД, как этого требует Жилищный кодекс, и в результате управляющие организации навязывают кабальные договоры.
2. Неотъемлемой частью такого договора должен быть перечень детально прописанных услуг и выполняемых работ, оказываемых управляющей организацией.
3. На все выполняемые работы и основные услуги, оказываемые управляющей организацией, должно быть на государственном уровне утверждено описание этих услуг и работ и стандарты их выполнения. В случае если управляющая организация использует собственные стандарты таких услуг и работ, описание их и стандарты выполнения должны быть в обязательном порядке размещены на сайте управляющей организации.
4. Договор должен содержать механизмы ответственности обеих сторон за неисполнение своих обязательств. Ответственность должна быть материальная: если потребитель не оплатит полученные услуги, его накажут рублем, так и управляющая организация должна нести серьезные штрафные санкции за неисполнение обязательств по договору.
5. Государство должно обеспечить эффективный контроль за безопасностью проживания граждан и исполнение своих обязанностей обеими сторонами.
Тарифы. Потребителю коммунальных услуг нужны прозрачные и понятные тарифы на услуги. Сложилась совершенно неадекватная пропорция в оплате жилищно-коммунальных услуг: люди слишком много платят за электро- и теплоэнергию, в результате у них не остается нужных средств на ремонт и обслуживание самого жилья – тех самых стареющих и разрушающихся домов. Помимо комплексного подхода к модернизации коммунальной инфраструктуры (включающего и производство, и транспортировку, и потребление), который позволит в два и более раз снизить итоговый размер платы за указанные услуги (через снижение тепловых потерь и более эффективное использование энергии теплоносителей), необходимо:
– во-первых, вывести монополии из-под действия закона о коммерческой тайне; провести независимый аудит всех монополий, начиная с «Газпрома»; обязать их выкладывать полную отчетность в Интернете в понятной для граждан форме, сделать прозрачным для граждан формирование тарифов и осуществлять крупные расходы только через публичные торги;
– во-вторых, осуществить продажу всех непрофильных активов монополий;
– в-третьих, повсеместно внедрять механизм электронных торгов для повышения доступа участников рынка;
– в-четвертых, необходима полная открытость информации по всем полученным коммунальным ресурсам и всем произведенным работам и оказываемым услугам по каждому дому. Только при этом условии возможен контроль над монополиями и работа по повышению энергоэффективности домов.
Монополии должны доказывать обществу, что не могут поставлять коммунальные ресурсы дешевле. При этом тарифная политика государства должна быть сбалансированной и учитывать интересы организаций, которые привлекают инвестиции в целях модернизации инженерной инфраструктуры и повышения энергетической эффективности. Прозрачные тарифы будут способствовать развитию конкуренции в сфере управления домами и формированию института эффективных собственников жилья.
Капитальный ремонт. Система финансирования капитального ремонта домов, созданная властью, неэффективна и несправедлива. Она закрепляет отказ государства от обязательств по капремонту домов, квартиры в которых были приватизированы. Вместо выполнения обязательств государство переложило всю тяжесть расходов на капремонт на собственников жилья, большинство из которых получило жилье в ходе приватизации.
Средства на капитальный ремонт с экономической точки зрения – это амортизационные расходы, которые начисляются на любой объект недвижимости, и именно из них капремонт и должен был финансироваться. Понятно, что эти средства, начисленные ранее, до приватизации жилья, сгорели в огне реформ начала 1990-х. Потом они не начислялись. Хотя требования законодательства и здравого смысла по финансированию капитального ремонта старых зданий с высокой амортизацией государством были очевидны, они не были исполнены. Вместо них с жителей домов собирают деньги на ремонт второй раз, поскольку первый раз эти средства собирались через заниженные зарплаты, перераспределение доходов и т.д.
Эта грабительская с экономической точки зрения система фактически облагает граждан «жилищным налогом», который граждане уплачивают, не получая взамен никакой обязанности властей отремонтировать их дом в необходимые сроки. Собираемые деньги попадают в полное распоряжение региональных властей, которые через региональных операторов могут фактически бесконтрольно распоряжаться ими. Собственники квартир при этом лишены даже контрольных полномочий и не могут влиять ни на сроки, ни на перечень работ по капитальному ремонту своего дома.
Создано две модели финансирования капремонта за счет собственников, и обе являются шагом назад, к экономически вредному для страны и людей механизму бесполезной растраты финансов.
Наиболее очевидно это на примере накопления собственниками средств на капитальный ремонт на специальном счете дома. На «длинные деньги», которые могут быть потрачены на капремонт через 20-25 лет, банки дают 2-3% годового дохода при инфляции 12-15%. В результате такие накопления будут очень быстро обесцениваться. Единственные, кто оказываются в выигрыше, – это банки.
Вторая модель – накопление средств в «общий котел» – также является экономически неэффективной. В стране создан коррупционно-бюрократический механизм, появились тысячи новых чиновников. При существующем уровне коррупции судьба собранных денег ни у кого не вызывает сомнения – они будут разворованы. Поэтому собственники массово отказываются платить эти взносы.
Проблема капитального ремонта может быть решена только путем активного участия собственников в ремонте своего дома. Бюджетные средства без контроля со стороны жителей всегда будут расходоваться неэффективно.
Мы считаем необходимым:
– признать капитальный ремонт государственным долгом перед гражданами, приватизировавшими жилье в не прошедших капитальный ремонт домах;
– за счет бюджетных средств выполнить капитальный ремонт (реконструкцию) ветхого и аварийного жилья;
– создать систему доступного кредитования работ по капитальному ремонту. Собственники должны платить только за выполненные работы с учетом снижения размера платы за коммунальные услуги. В домах, где признана задолженность государства за ранее невыполненный капитальный ремонт, уплата процентов по кредиту должна финансироваться за счет средств бюджета; также должны финансироваться отдельные виды работ.
Санация. Мы считаем наиболее подходящим для нашей страны опыт Восточной Европы по так называемой санации жилых домов. Санация – комплекс мероприятий по капитальному ремонту и модернизации, осуществляемый в первую очередь с целью получения энергосберегающего эффекта, а также для ликвидации морального износа здания. Она решает практически все проблемы здания. Перечень мероприятий, предусмотренных санацией, намного шире установленного действующим законодательством перечня работ по капитальному ремонту. При этом отселение жильцов не требуется. Основное отличие санации от нынешнего капремонта заключается именно в комплексном подходе.
Программа комплексной санации зданий будет включать в себя ряд обязательных (с точки зрения повышения энергоэффективности) мероприятий. К таким мероприятиям относятся: ремонт и утепление кровель, чердаков и фасадов; пристройка новых или обновление имеющихся балконов и лоджий; замена окон и балконных дверей; утепление перекрытий подвалов; обновление систем отопления, горячего водоснабжения и вентиляции; установка общедомовых и внутриквартирных приборов учета воды и тепла, а также приборов, позволяющих жильцам самостоятельно регулировать уровень тепла в квартирах. В домах с признанной задолженностью государства за ранее невыполненный капитальный ремонт указанные работы должны выполняться с обязательным привлечением государственных средств.
Комплексная санация и модернизация тепловых сетей позволят сократить размер платы за тепловую энергию минимум в 2 раза (прежде всего, за счет снижения объемов потребляемой тепловой энергии) и отказаться от сезонного профилактического отключения горячего водоснабжения. Правильно организованные мероприятия по проведению санации зданий приведут к повышению комфортности проживания на длительный период, обеспечению устойчивой экономии энергопотребления и повышению ликвидности жилья. Использование энергоэффективных технологий неизбежно приведет к снижению размера платы за коммунальные услуги. Освободившиеся средства собственники смогут направить на погашение кредитов.
В такой системе появятся стимулы для контроля за ремонтом со стороны жителей, а чиновники не смогут распоряжаться этими средствами как своей собственностью. Кроме того, это хороший способ стимулирования экономики. Ремонтно-строительные организации (как правило, это малый и средний бизнес) получат больше заказов и могут создавать новые рабочие места. Вырастет спрос на опытных специалистов – проектировщиков, инженеров, экономистов, управляющих жилой недвижимостью. Увеличится потребность в строительных материалах, окнах, сантехнике и т.д., что приведет к появлению новых современных предприятий по их производству (в непосредственной близости от места проведения санации).
Благодаря применению европейского опыта санации, а также с учетом предусмотренных программой «Земля – Дома – Дороги» темпов возведения нового жилья острота проблемы ветхого и аварийного жилья в стране будет снята в течение первых 3-4 лет реализации программы.

Жилищная политика
Системный кризис в ЖКХ – во многом результат неграмотной жилищной политики, которая привела к созданию в России своеобразного многоквартирного дома несистемного вида, не имеющего аналогов в мировой практике. Здесь в пределах одного дома живут как владельцы, так и социальные наниматели жилья, с разными правами и обязанностями, разными юридическими отношениями с государством. Возник также многомиллионный класс бедных совладельцев МКД, которые не готовы содержать дома.
Основные характерные признаки такого дома-конгломерата:
– смешение форм собственности, найма и аренды: собственники частных, федеральных, региональных и муниципальных квартир; коммерческие и социальные наниматели частного, федерального, регионального и муниципального жилья; собственники, арендаторы и субарендаторы нежилых помещений, расположившихся в многоквартирном доме;
– смешанный социальный состав жителей дома, сильная социальная неоднородность. Социальное расслоение жителей постоянно провоцирует серьезные разногласия. Объединение интересов людей и направление их на эффективное и безопасное содержание своего дома осуществляется с большим трудом, огромными временными и финансовыми затратами при минимально достигаемых результатах.
МКД-конгломерат стоит на государственной (муниципальной) земле. Это позволяет государственным (муниципальным) властям активно вмешиваться в дела совладельцев МКД, фактически бесконечно и беспрепятственно навязывать им свои решения и условия.
Жилищная политика, породившая несистемное жилье, серьезно ограничила возможности для развития системных многоквартирных домов: муниципальных арендных (социальное жилье для бедных и тех, кто не может самостоятельно решить свои жилищные проблемы), кондоминиумов (дом с земельным участком как единый комплекс коллективной формы собственности и управления), частных доходных (где частный домовладелец сдает внаем жильцам жилые помещения по коммерческим ценам без права приватизации). Отсутствие МКД широкого ряда (муниципальных арендных, кондоминиумов, частных доходных) не позволяет сделать жилье доступным для граждан всех социальных категорий.
Несмотря на огромные территории, застройка в России ведется очень плотно. Фактически, основным видом жилищного строительства является возведение многоквартирных домов. Строительная отрасль не рассматривает всерьез малоэтажное строительство в связи с высокой стоимостью земельных участков и подключения к коммуникациям. При этом нарушаются все нормативы обеспечения жителей зелеными насаждениями, учреждениями образования и здравоохранения, социальными, культурными, досуговыми центрами, спортивными объектами.
В области жилищной политики необходимо:
– снижение плотности и этажности застройки, жесткое соблюдение нормативов обеспечения жителей зелеными зонами, необходимыми социальными учреждениями и дорожной инфраструктурой;
– создание условий для системного жилья, состоящего как из многоквартирных системных домов (частного доходного, муниципального арендного, кондоминиума), так и системных частных односемейных домов малой этажности;
– обеспечение граждан индивидуальным малоэтажным жильем со всеми удобствами в рамках программы «Земля – Дома – Дороги»;
– снижение затрат на массовое строительство и повышение энергоэффективности возводимых домов;
– кардинальное изменение подхода к застройке Новой Москвы – как пилотного проекта для новой жилищной политики в России.

Земля – Дома – Дороги
Россия – страна переуплотненных городов среди неухоженных и труднопреодолимых безжизненных пространств, сверхурбанизированная страна с чрезвычайно высокой плотностью населения в городах (9670 жителей на 1 кв. км в Москве, 3330 жителей на 1 кв. км – в Санкт-Петербурге) и крайне низкой плотностью населения в целом по стране (8 жителей на 1 кв. км). Все населенные пункты России занимают лишь 1,2% ее территории, а непосредственно под застройкой (в том числе жилой) находится только 17,9% земель населенных пунктов, что составляет 0,2% территории страны.
В городах с населением больше 500 тысяч человек (35 городов) проживает 26,5% российского населения (38,3 миллиона человек), общая площадь этих городов составляет всего 0,1% территории. В городах с населением более 1 миллиона человек (12 городов) проживает 18,5% российского населения (26,6 миллиона человек), общая площадь этих городов составляет всего 0,04% территории. Таким образом, располагаясь на одной тысячной части территории страны, в 47 городах России сгрудилась половина населения страны – 65 миллионов человек. Вторая половина населения фактически отрезана от цивилизации и единого экономического пространства из-за отсутствия современных коммуникаций жизнеобеспечения.
Стратегически основным двигателем экономики России в обозримой перспективе должно стать современное экономическое освоение наших восточных территорий, их обустройство путем строительства жилья и дорог. Жилищное строительство, имеющее колоссальное социальное значение для населения России, является на сегодняшний день единственным и главным потенциальным механизмом, способным привести в движение всю национальную экономику.
Важнейшим социально-политическим и экономическим шагом должна стать массовая бесплатная передача земли с инфраструктурой в частную собственность под строительство семейных домов по всей стране.
Собственное жилье – вековая мечта народа в России. Как показывают результаты социологических опросов, более 80% наших сограждан нуждаются в улучшении жилищных условий. Большое количество семей вынуждено ютиться в тесных квартирах. По официальным данным, 30 миллионов человек не имеют собственного жилья, еще 40 миллионов – живут в неблагоустроенном жилье.
Мы предлагаем реализовать программу «Земля – Дома – Дороги» – программу массового строительства индивидуальных частных домов по всей стране, направленную на закрепление за средним классом важнейших экономических активов – земли и недвижимости. Тем самым будет закреплено право каждого гражданина страны на его долю в национальном богатстве.
Финансирование программы «Земля – Дома – Дороги» должно осуществляться за счет всех возможных источников резервных и бюджетных средств. Ориентировочная стоимость программы составляет 20 триллионов рублей (в ценах 2011 года). С учетом государственной программы вооружения на 2018-2025 годы, в которую заложено примерно 30 триллионов рублей, мы можем уверенно сказать, что такие расходы со стороны государства возможны: вопрос в приоритетах политики, в обустройстве страны как важнейшей цели ближайшего десятилетия.
Реализация программы позволит в течение 5-7 лет кардинально решить жилищную проблему в России и вплотную приблизиться к воплощению народной мечты о собственном доме. За это время будет построено 1,8 миллиарда кв. м жилья (в среднем до 300 миллионов кв. м в год), что составит более половины всего существующего в России жилищного фонда.
Для исключения возможных манипуляций с землей предусмотрено жесткое целевое назначение выделенной земли – для строительства дома для себя, а не с целью перепродажи.
Земельный участок будет передаваться гражданам с обязательствами государства (закрепленными в договоре) по подведению инженерной инфраструктуры (газификация, электрификация, водоснабжение), строительству дорог и социальных учреждений к определенному сроку.
Тем, кто в состоянии строить сам (полностью своими силами или с помощью найма строителей), государство, помимо предоставления земли и строительства инфраструктуры, будет оказывать содействие в обеспечении недорогими строительными материалами (путем оплаты госзаказа на закупку и подвоз строительных материалов к местам массового строительства). Средства на строительство можно будет взять в кредит, проценты по кредиту будут погашаться за счет государства. Тем, кто накопит на треть стандартного дома (130 кв. м) или квартиры (100 кв. м), государство предоставит субсидию в размере недостающих двух третей.
Общий объем господдержки на семью (с учетом прямых выплат, подведения инженерной инфраструктуры и погашения процентов по ссудам) будет достигать в европейской части страны 75% стоимости стандартного дома, а за Уралом – 85%.
Запуск программы незамедлительно приведет к существенному снижению цен на дома и квартиры. Когда у большинства людей появится реальная возможность построить свой дом на своей земле, спрос на квартиры в городах упадет. Стоимость жилищно-коммунальных услуг снизится в 2-3 раза. Жилой фонд будет приведен в состояние, отвечающее современным требованиям по энергоэффективности и комфортности проживания.
Инвестиции в жилищное строительство в ближайшие семь лет должны составлять более половины всех инвестиций в России. Жилищное строительство и содействие строительным работам позволит преодолеть спад в экономике, будет способствовать развитию внутреннего спроса и экономическому росту. Масштабный экономический оборот земли и недвижимости, который появится через пять-семь лет, создаст принципиально новую ситуацию в российской экономике и с точки зрения ее капитализации, и с точки зрения мобильности рабочей силы. Инвестиции в жилищное строительство в значительной мере сберегут нынешние рабочие места, а также создадут новые предприятия, способные обеспечить экономический рост, как сегодня, так и в отдаленной перспективе.
Один работник, занятый в жилищном строительстве, обеспечивает работу в течение года по одному человеку в промышленности стройматериалов, в транспортной индустрии, связанной со строительными работами, в торговле стройматериалами. Жилищное строительство имеет решающее значение для развития легкой промышленности, для производства металла и металлоконструкций, электротехники и электроники, труб и сантехники, мебели. Радикальному увеличению масштабов строительства жилья будет способствовать снижение цен на строительные материалы.
Жилищное строительство неразрывно связано со строительством дорог, ремонтом мостов, плотин, развитием транспорта, созданием новых общественных зданий и сооружений, школ.
Программа «Земля – Дома – Дороги» предусматривает строительство за счет государства многополосных скоростных дорог между крупными городами и новыми строящимися поселениями – за годы ее реализации будет построено свыше 30 тысяч километров современных хорошо оборудованных дорог. Возможность легко и быстро добраться до города увеличит мобильность населения и создаст дополнительный комфорт для жителей.
Строительство новых школьных зданий, с одной стороны, немедленно создаст рабочие места, а с другой – обеспечит наших детей современными, безопасными, оснащенными технологическими новинками школами, что, в свою очередь, приведет к повышению уровня образования, росту квалификации учителей точных и естественных наук, распространению информационных технологий.
Реализация программы «Земля – Дома – Дороги» – это обеспечение суверенитета России, прекращение сырьевой зависимости нашей экономики от других стран, гарантия выживания в условиях любого мирового экономического кризиса.
В России наконец появится крупный класс самостоятельных собственников, без которого не может функционировать стабильная демократия.
Разрастется география российской экономики. Вслед за массовой застройкой территории будет двигаться промышленность и сфера услуг. Территориальное развитие экономики – это новые точки ее роста, простор для инициативы предпринимательства.
Создадутся предпосылки для преодоления демографического кризиса. Мечты молодых семей в собственных домах осуществляются гораздо легче, чем в квартирах, являющихся фактически коммуналками.
Принятие программы не приведет к конфронтации в обществе, не нарушит чьих-либо прав и интересов, а, наоборот, создаст условия для того, чтобы каждый смог осуществить давно задуманные планы. И что самое главное – реализация программы будет опираться на энтузиазм и деятельную поддержку абсолютного большинства населения. Современный дом на своей земле – это пропуск в новую жизнь, в свободный мир, где проявляются лучшие качества и творческие возможности человека.

Социальная и транспортная инфраструктура
Серьезной угрозой для развития страны является «оптимизация» (а проще говоря – сокращение) социальной и транспортной инфраструктуры, прежде всего в глубинке. Это закрытие школ, больниц, культурных и досуговых объектов (в том числе для детей), уменьшение числа транспортных маршрутов. За последние 16 лет в России было закрыто 23,4 тысячи школ и 5,1 тысячи больниц. В планах властей – сокращение еще 3,6 тысячи школ и 1,2 тысячи медицинских учреждений.
Государство не имеет права уничтожать социальную инфраструктуру в регионах, закрывать больницы, фельдшерские пункты, школы, библиотеки и дома культуры. Бюджеты краев, областей и республик должны получить средства на поддержание и развитие социальной сферы. Государство должно и само быть инвестором крупных инфраструктурных проектов, и привлекать к ним частные средства. Конечно, это возможно только при условии, что общество контролирует чиновников и не позволяет им направлять финансовые потоки в свой карман.
Одним из приоритетов должна быть поддержка массового спорта, прежде всего – для детей и подростков. Это один из способов организации их досуга и одновременно – забота о здоровье подрастающих поколений. Поэтому массовый спорт должен быть как доступным, так и бесплатным. Достойная оплата труда тренеров в спортивных секциях – задача бюджета. В развитии массового спорта, в доступности его видов (футбола, хоккея, тенниса, баскетбола, волейбола и многих других) для детей и подростков – ключ к дальнейшим свершениям и в спорте высших достижений.
Крайне медленно осуществляется газификация российской глубинки, немалые проблемы есть с темпом и качеством строительства современных дорог, заметно отстает от конкурентов (например, от Китая) рост мощности морских портов. В 50% населенных пунктов в России нет железнодорожного сообщения, в 30% – автомобильных дорог. Расстояние от 80% населенных пунктов до аэропорта превышает 300 километров. С 1990 года количество аэропортов в России сократилось более чем в 4 раза – с 1450 до 252, причем 700 из них были закрыты в последние 16 лет.
Страна по-прежнему не столько обживает свои огромные просторы, сколько покидает их, предает запустению, скукоживается в тесноте крупных городов, где сосредоточены и финансовые ресурсы, и население.
Значительные средства правительство тратит на развитие транспортной инфраструктуры для экспорта природных ресурсов. Современные автомобильные дороги строятся в основном лишь такие, за проезд по которым можно собирать деньги. Плата за проезд большегрузных автомобилей была введена кулуарно-олигархически и привела к оттоку движения с федеральных дорог на региональные и местные, не предназначенные для такого движения. Тем временем обычные дороги разрушаются, электрички массово отменяются, авиакомпании вводят дополнительные поборы с пассажиров.
В России, какой хотим видеть ее мы, экспорт ресурсов перестанет быть приоритетом, а инфраструктурные проекты будут в первую очередь направлены на создание комфортной среды для современного бизнеса и простых людей. Железные дороги, с которых перешли на автотранспорт огромные объемы грузов и которыми сейчас пользуются только крупнейшие грузовладельцы, должны «повернуться лицом» к среднему бизнесу, отдать приоритет повагонным и мелким отправкам перед составами с углем, рудой и нефтепродуктами.
Вопрос стоимости перевозок, в ряде случаев явно завышенной, – это вопрос о прозрачности тарифов монополистов, общественного и политического контроля над ними, и также о конкурентной среде там, где это возможно. Новые проекты в транспортном строительстве должны обсуждаться экспертами и общественностью, а приниматься к реализации за счет бюджета только те из них, которые дают комплексный позитивный эффект, не связанный с ростом экспорта ресурсов.
Федеральная дорожная сеть должна быть единой, замкнутой и являться государственной собственностью. Важнейшие автомобильные дороги – быть бесплатными, как и все объезды городов и населенных пунктов.
Развитию дорожной сети и дорожной инфраструктуры будет способствовать создание зоны с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности на территории дорог федерального значения и придорожной территории.
С целью комплексного управления и финансирования федеральной дорожной сети необходимо передать все федеральные дороги Федеральному дорожному фонду (ФДФ). Наряду с дорожным полотном ФДФ могут быть переданы придорожные территории до 200 метров от осевой линии дорожного полотна, за исключением земель поселений, садоводческих некоммерческих товариществ, особо охраняемых природных территорий, территорий лесного фонда, водоохранных зон.
Необходимо четко разделить функции заказчика, плательщика, подрядчика и контролера, приемщика работ при строительстве федеральных автодорог. Осуществлять строительство и обслуживание дорог через ФДФ, используя средства из бюджета и доходов от хозяйственной деятельности ФДФ. Наполнение ФДФ предполагается за счет поступлений от:
– арендных платежей предприятий транспортной и дорожной инфраструктуры, расположенных на отведенных территориях. Арендная плата за предоставленный участок может исчисляться в процентах от валового оборота, с учетом площади и вида деятельности объекта;
– сборов за оформление разрешений на перевозку тяжеловесных, негабаритных грузов;
– компенсационных платежей за ущерб, нанесенный дорожному покрытию, выявленный на постах весового контроля;
– доходов от уплаты акцизов на моторное топливо.
Необходимо запретить государственно-частное партнерство в области государственных сборов и налогов; привести суммы платежей за наносимый дорогам ущерб к экономически обоснованным значениям. Недопустимо введение платы за проезд по федеральным дорогам коммерческого транспорта, не относящегося к понятию большегрузного. Нужно также исключить возможности законодательного понуждения к использованию дорогостоящих приборов и услуг, при наличии прошедших экспертизу и сертификацию аналогов.
Для развития транспортной сферы ключевое значение также имеют конкурентные процедуры. Это касается и перевозок, и строительства дорог, и их обслуживания. Существует проблема монополизации местных рынков строительных материалов для дорог. Необходимо прозрачное и конкурентное распределение подрядов на разработку карьеров. Новые источники финансирования дорожных фондов и конкурентные процедуры при выборе подрядных организаций для строительства и реконструкции дорог позволят качественно изменить состояние российских дорог.
Еще один ключевой вопрос – это приведение всей технической документации (технические регламенты, ГОСТы и СНиПы) в соответствие с современными технологиями строительства, эксплуатации и контроля качества дорог. С ГОСТом 1977 года невозможно оценить качество подготовки дорожного полотна и отвода подземных вод, осуществляемых по технологиям 2016 года.
Фактическое отсутствие научных и учебных центров, которые готовили бы соответствующее обновление стандартов в отрасли, – еще одно печальное последствие «оптимизации» бюджетной сферы. Необходимо скорейшее воссоздание исследовательского потенциала таких центров, как Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) и Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ), чтобы они разрабатывали новые, отвечающие всем современным требованиям технические регламенты для дорожного строительства, по экологичности транспорта, по услугам автосервисов и т.д. После серии слияний, поглощений, кадровых перестановок и сокращений, предпринятых ради экономии бюджетных средств, содержание деятельности ключевых научных и образовательных центров отрасли сделалось размытым. Без научно-методической базы, без подготовки высококлассных специалистов и без хотя бы отслеживания мировых достижений в отрасли прогресс в сфере дорожного и автомобильного строительства в России просто невозможен.
С широким участием общественности необходимо пересмотреть итоги «реформирования» пассажирских перевозок на Российских железных дорогах (РЖД). Определиться с моделью развития отрасли – честная конкуренция или прозрачная, действующая в интересах общества монополия.
Необходимы разработка и реализация программы сокращения непрофильных расходов РЖД, направление высвободившихся средств на финансирование перевозок пассажиров. Пассажирские перевозки должны иметь приоритет, особенно в крупных городах и агломерациях.
Обоснованность тарифов на перевозку пассажиров в плацкартных вагонах и электричках должна стать предметом экспертизы, которую нужно провести с привлечением представителей и экспертов обществ защиты прав потребителей.
Назрела необходимость разработки и утверждения на федеральном уровне списка социально важных маршрутов – как дальних, так и пригородных; введения субсидирования социально важных маршрутов на федеральном уровне, на основе анализа затрат, не допуская их закрытия.
Требуется поставить под контроль антимонопольных органов все платежи перевозчиков в пользу ОАО «РЖД» и ее «дочек» (не только тех, где ОАО «РЖД» выступает как естественная монополия, но и прочих, особенно платежи за аренду подвижного состава).
В случае если перевозчик собирается закрывать маршрут, не относящийся к социально важным, сначала должен быть организован открытый конкурс на альтернативного перевозчика, которому, в случае его победы, ОАО «РЖД» должно будет сдать в аренду подвижной состав на тех же условиях, на которых он был сдан ранее.

Новое городское пространство
С переходом к новому технологическому укладу российские города переживают острый кризис, с которым не могут справиться ни местная власть в условиях ограниченных полномочий и бюджетных возможностей, ни бизнес, рассматривающий при негативном предпринимательском климате городские ресурсы как источник быстрой выгоды. Горожане при этом лишены права на город как возможности влиять на происходящие в нем процессы. Города эмоционально и содержательно не устраивают современного человека. Плохая экология, уплотнительная застройка, уничтожение исторического наследия становятся источниками городских конфликтов. Город не представляет собой целостное городское сообщество в силу отсутствия целенаправленной политики по его формированию и инфраструктуры, способствующей его саморазвитию (общественные пространства, клубы и т.д.). Отсутствует городская событийность, укрепляющая чувство единства горожан. Ослаблен «дух соседства».
Для развития российских городов необходимы:
– разработка новых современных моделей развития городов;
– повышение прозрачности градостроительной политики и создание открытой системы информационного обеспечения градостроительной деятельности с целью общественного контроля за строительством;
– принятие решений по проектированию значимых архитектурных объектов, финансируемых из городского бюджета, только на основе проведенных публичных архитектурных конкурсов, организуемых по стандартам Международного союза архитекторов. Стимулирование частных застройщиков к принятию решений о проектировании объектов на основе публичных архитектурных конкурсов;
– стимулирование строительства арендного жилья, в том числе социальной аренды, доходных домов, развитие системы ипотечного кредитования юридических лиц;
– вовлечение жителей в развитие города через различные формы самоуправления, электронную демократию и т.д.;
– использование истории и культуры как ресурса развития;
– внедрение экологических стандартов;
– использование возможностей IT-технологий в организации жизни и управлении городами, внедрение стандартов smart-city;
– разработка муниципальных стандартов качества перевозок общественным транспортом, введение гибкой системы тарифов, стимулирующих отказ от индивидуального автомобиля и пользование общественным транспортом. Обязательное включение в муниципальные стандарты пунктов о комфорте, предсказуемости, прозрачности ценообразования тарифов, экологии транспорта;
– проектирование общественных пространств, развитие системы «третьих мест»;
– создание мест для уличного спорта в городе и приспособление городов для беспрепятственного движения инвалидных и детских колясок, велосипедов, роликов, самокатов и других средств путем оборудования всех тротуаров и переходов пандусами и съездами;
– поддержка жизнеспособных городских инноваций через поощрение творчества в государственной, частной и общественной сферах;
– создание условий для развития городских сообществ и превращение их в реальный фактор инновационного развития города;
– создание фондов местных сообществ, аккумулирующих пожертвования жителей, бизнеса, а также административные и финансовые ресурсы местной власти, как инструмента объединения идей, сообществ и ресурсов всех видов для реализации общественных проектов на конкурсной основе.

Развитие моногородов
В настоящее время в России зарегистрировано 319 моногородов, 94 из которых отнесены к категории моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением, в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих предприятий. В моногородах проживает около 10% населения страны.
Сегодня монопрофильные муниципальные образования – одни из самых неблагополучных населенных пунктов России. Из-за падения спроса, снижения мировых цен на продукцию и роста долга градообразующих предприятий ситуация в моногородах все более ухудшается. Растет число банкротств и увольнений сотрудников. За 2015 год уровень безработицы в моногородах вырос на 20%, в 206 монопрофильных муниципальных образованиях уровень безработицы выше, чем в среднем по России, в 84 из них – выше в два и более раз. Во многих моногородах сильно устарели транспортные и инженерные сети, объекты социальной инфраструктуры, разрушается жилой фонд. Моногорода пустеют: увеличивается отток трудоспособного и творческого населения, снижается качество трудовых ресурсов и интеллектуального потенциала, лавинообразно растет уровень преступности, негативных социальных явлений (наркомания, алкоголизм и др.).
Меры, принимаемые правительством для поддержки и развития монопрофильных муниципальных образований, явно недостаточны. За два года специальный статус территории опережающего развития (ТОР) в моногородах, предполагающий особый налоговый режим, был присвоен только трем городам. Фонд развития моногородов обещает к 2020 году обеспечить перевод из «критической» категории в обычную лишь шести из 94 таких моногородов.
Учитывая сложившуюся ситуацию, необходимы следующие действия:
– создание специальной правительственной комиссии по оценке состояния моногородов. По результатам работы комиссии в отношении поселений, развитие которых объективно невозможно, должно быть принято решение о предоставлении жителям права на переселение за счет бюджета;
– предоставление всем моногородам специальных налоговых привилегий сроком на 20 лет (нулевая ставка по налогу на прибыль организации, подлежащему зачислению в федеральный бюджет);
– установление ясных (нормативно закрепленных) критериев, по которым правительственная комиссия принимает решения об увеличении лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ субъектам РФ, где расположены монопрофильные муниципальные образования;
– увеличение объема софинансирования расходов субъектов РФ и муниципальных образований в целях осуществления мероприятий по строительству и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов в моногородах, нормативное закрепление критериев принятия решений о таком софинансировании;
– распространение на все моногорода налоговых, финансовых, юридических, административных льгот для осуществления предпринимательской деятельности и других особенностей правового режима, предусмотренных для ТОР;
– увеличение срока действия режима ТОР в моногородах с нынешних 10 лет до 30 лет. Упрощение и обеспечение прозрачности процесса принятия решения о создании ТОР в моногородах;
– внесение поправок в Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», предполагающих, что Российской Федерации принадлежит не 100% акций управляющей компании, созданной для исполнения и координации концепции развития территории, а максимум 51%. Остальная часть акций распределяется между инвестирующими в моногород резидентами ТОРа. Другие необходимые поправки предусматривают расширение состава наблюдательного совета, руководящего проектами социально-экономического совершенствования территории, и гарантируют право резидентам ТОРа участвовать в заседаниях совета и влиять на его решения. Эти меры позволят местным властям и резидентам совместно участвовать в экономической, инвестиционной, градостроительной политике, благоустройстве монопрофильного муниципального образования и увеличат заинтересованность резидентов в модернизации территории. Необходимо также утвердить процедуру проведения публичных слушаний по наиболее фундаментальным программам развития моногородов;
– обязательная публикация Минэкономразвития России результатов мониторинга состояния дел в монопрофильных муниципальных образованиях;
– для обустройства моногородов и предотвращения миграционного оттока населения необходимы: модернизация инфраструктуры в моногородах (автомагистралей, железнодорожных вокзалов, аэропортов, речных и морских портов, инженерных сетей и объектов ЖКХ); ремонт и строительство новых учреждений социальной инфраструктуры (университетов, больниц, поликлиник, объектов культуры, спорта и отдыха); модернизация жилья, реализация программы малоэтажного жилого строительства; обеспечение всех территорий доступом в Интернет;
– перепрофилирование предприятий в моногородах: создание современного высокотехнологичного производства на основе старых предприятий или расширение ассортимента выпускаемой продукции (например, превращение химических предприятий в фармацевтические, предприятий по добыче песка и глины – в стекольные, алкогольных – в хлебобулочные, деревообрабатывающих – в мебельные и домостроительные и т.д.);
– присоединение моногородов к крупным агломерациям там, где это возможно;
– создание особых экономических условий в определенной сфере производства (изменение налогового режима, отмена экспортных пошлин);
– предоставление дополнительных преференций малому бизнесу (снижение налогов, стоимости аренды помещений, кредитной ставки, субсидирование кредитов регионами);
– повышение административного статуса монопрофильного муниципального образования путем переноса части органов власти из регионального или районного центра в моногород (некоторых департаментов или отделов министерств экономики, финансов, промышленности, сельского хозяйства, образования, науки, труда и т.п.). При этом переезжающим чиновникам гарантируются карьерный рост, дополнительные социальные выплаты и экономические надбавки;
– интенсификация программ переобучения и переквалификации работников моногородов;
– поощрение молодого поколения и студентов после окончания учебы различными льготами (выделение жилья, гарантия рабочего места, обеспечение оборудованием) для того, чтобы создать молодым людям условия для жизни и работы в моногороде;
– развитие туризма в перспективных регионах (Европейский Север России, Урал, Алтай, Приморский и Хабаровский края, бассейны крупных рек – Волги, Оби, Енисея, Лены, Амура и др.), культурного туризма в многонациональных местностях;
– создание альтернативных источников энергии там, где для этого существуют благоприятные природно-климатические условия;
– сохранение экологии моногорода: безопасная и экологичная утилизация ранее накопленных отходов (как правило – с градообразующего предприятия), строительство заводов по переработке мусора, установка фильтров на промышленных заводах, модернизация водоочистных сооружений, рекультивация загрязненных отходами предприятий земель;
– строительство логистического узла в моногороде, системы складов, центра по ремонту проезжающих через моногород автомобилей, гостиниц для отдыха водителей.

Вернуться в «Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость