• Slideshow
  • Основные направления программы часть 2
    ЗА ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ЗА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Наши требования: • бесплатное высококачественное среднее и высшее образование, доступное каждому гражданину страны; • повышение зарплаты (прежде всего - базовой) и социального статуса преподавателей дошкольных учреждений, школ, средних профессиональных и высших учебных заведений; • ликвидация за счет средств федерального бюджета разрыва в уровне доходов учителей в...
    Основные направления программы часть 1
    https://www.yabloko.ru/ Главная цель партии «ЯБЛОКО» - мирным конституционным путем построить в России современное правовое демократическое социальное государство, состоящее на службе у граждан и обеспечивающее динамичное развитие страны. Мы обеспечим принятие законов, гарантирующих: • защиту от произвольного лишения и ограничения свободы; • тайну личной жизни: переписки и телефонных разговоров, неприкосновенность...
    Предвыборная программа часть 7
    ПРОГРЕССИВНОЕ ГОСУДАРСТВО Разделение властей В России произошел сознательный отказ от реального горизонтального и вертикального разделения властей, которое является одним из главных принципов и механизмов современного государства. Значительная часть важнейших рычагов управления государством остается в руках президента и правительства. В стране фактически функционирует параллельное правительство в лице администрации...
    Предвыборная программа часть 6
    Развитие села Советская система сельского хозяйства, и без того не отличавшаяся высокой результативностью, к концу 1980-х годов показала свою полную неэффективность и нежизнеспособность, что выразилось в крайнем дефиците продуктов. В то же время проводимые в 1990-х годах социально-экономические реформы не привели к новому укладу экономики села. Советские хозяйства перешли к новым собственникам, которые в большинстве своем не знали,...
    Предвыборная программа часть 8
    Северный Кавказ Россия – федеративное государство, в котором регионы отличаются политическим и культурным своеобразием. Одним из таких регионов является Северный Кавказ, который переживает сегодня переломный момент своего развития. Откат от модернизационной модели развития Северного Кавказа в советский период привел к возвращению ценностей традиционного общества, распространению клановых, патрон-клиентских связей,...
    Предвыборная программа часть 5
    Жилищно-коммунальное хозяйство Российское жилищно-коммунальное хозяйство находится в состоянии тяжелейшего системного кризиса. Экономика отрасли осуществляется при антинаучном подходе, вопреки здравому смыслу и общепринятым экономическим законам. В 95% многоквартирных домов (МКД) не создано юридическое лицо из совладельцев для управления домом как единым объектом собственности и его эксплуатации. Реальное и легальное создание...
    Предвыборная программа часть 4
    Семья и детство Современная семья вынужденно перестает быть носителем ценностей, превращаясь в машину по зарабатыванию денег и обеспечению выживания своих членов. Меняются семейные ценности. Кризис семьи как социального института, его трансформация затронули все аспекты семейных отношений, отразились на репродуктивных, супружеских и родительских установках. Сегодня мы наблюдаем снижение рождаемости и повышение смертности;...
    Предвыборная программа часть 3
    Развитие предпринимательства В России уничтожается независимое малое и среднее предпринимательство. Законодательство на всех уровнях изобилует лоббистскими нормами в интересах сверхкрупного, монопольного, сетевого бизнеса и дискриминационными нормами в отношении среднего и малого. Наиболее выгодные для торговли площадки, как правило, выделяются монопольному сетевому бизнесу. Одновременно разворачиваются кампании...
    Предвыборная программа часть 2
    Культура и искусство Важнейшей задачей государственной политики в сфере культуры и искусства должно быть максимально широкое вовлечение граждан (прежде всего – детей, подростков и молодежи) в культурную и творческую жизнь. Это означает переход от поддержки «придворных» звезд (культурной и творческой «олигархии») и их проектов к созданию правдивых и по-настоящему глубоких связей между культурой России и повседневным...
    Предвыборная программа часть 1
    https://www.yabloko.ru/ В мире идет смена циклов – технологического, экономического, социального. Альтернативная энергетика, частный космос, биотехнологии, другие новейшие разработки – все это экономика знаний, принципиально новая модель развития человечества. Между ведущими странами планеты начинается очередной этап конкурентной гонки за будущее. Устаревшая структура экономики, полностью зависимая от продажи за рубеж природных...

Предвыборная программа часть 8

admin_
Site Admin
Сообщения: 997
Зарегистрирован: 28 ноя 2018, 04:35
Контактная информация:

Предвыборная программа часть 8

Непрочитанное сообщение admin_ »

Северный Кавказ
Россия – федеративное государство, в котором регионы отличаются политическим и культурным своеобразием. Одним из таких регионов является Северный Кавказ, который переживает сегодня переломный момент своего развития.
Откат от модернизационной модели развития Северного Кавказа в советский период привел к возвращению ценностей традиционного общества, распространению клановых, патрон-клиентских связей, закрытости системы социальных отношений, распространению насильственных практик в политической сфере, доминированию исламистской идеологии как базы социального протеста, возврату механизмов коллективной ответственности (кровная месть и т.д.).
Однако было бы ошибкой считать, что сложившаяся ситуация устойчива и не поддается трансформации. Серьезным фактором, определяющим ситуацию на Северном Кавказе, является государственная политика, которая нацелена на поддержку традиционных организаций и институтов, прикрытие интересов северокавказских элит.
Мы считаем, что на Северном Кавказе может и должна быть реализована демократическая модель развития общества. Для этого есть объективные предпосылки: социальное развитие, активная урбанизация, встраивание в глобальный мир неизбежно ведут к постепенному размыванию традиционных отношений. На Северном Кавказе есть экономический и социальный потенциал для модернизации: силы, недовольные сложившейся системой организации власти и общества, не связанные с кланами круги мелкого и среднего бизнеса, лидеры местного самоуправления, представители свободных профессий, местная интеллигенция.
Для изменения ситуации на Северном Кавказе необходимо:
– декриминализовать власть в республиках Северного Кавказа и обеспечить предпосылки для смены элит в регионе путем создания широкого слоя носителей управленческих знаний и альтернативной по отношению к клановой системы ценностей; создать кадровый потенциал через специальные программы образования. Передать власть в руки гражданского общества через проведение честных конкурентных выборов и поддержку местного самоуправления;
– обеспечить действие законов Российской Федерации на Кавказе в полном объеме в рамках северокавказского регулятивного поля;
– создать предпосылки для вытеснения антимодернизационных разновидностей исламистской идеологии, опираясь при этом на умеренные версии ислама, пропагандирующие модернизационные ценности и предполагающие встраивание мусульман в современное общество;
– обеспечить конституционное право на свободу вероисповедания, прекратить силовые действия в отношении мусульман и исламских сообществ, не нарушающих законодательство, отменить препятствия для деятельности умеренных исламских проповедников и реально бороться с теми, кто выходит за рамки закона;
– создать условия для активизации политической жизни в регионе путем переведения существующих конфликтов в политическое поле;
– признать на государственном уровне ответственность Российской Федерации за обе чеченские войны и провести расследование военных преступлений того периода;
– осуществить специальные программы развития, направленные на демилитаризацию, правовое воспитание, образование и трудоустройство жителей регионов Северного Кавказа.

Безопасность граждан
Ключевыми приоритетами безопасности должны стать безусловное обеспечение неприкосновенности личности; создание гарантий недопущения заказного и нецелевого использования правоохранительной и судебной системы, похищения людей, пыток, неуставных отношений в армии и насилия на почве ненависти и ксенофобии.
Мы считаем необходимым:
– усиление общественного контроля за полицией, Национальной гвардией и иными силовыми структурами. Реальный отказ от «палочной» и «процентной» системы работы в полиции;
– разработку и реализацию комплексной государственной программы по предотвращению преступлений на почве ксенофобии и защите жертв таких преступлений;
– установку за счет средств федерального бюджета систем постоянной видеофиксации во всех помещениях подразделений полиции, а также во всех служебных автомобилях, где могут находиться люди, в отношении которых производятся какие-либо действия, предусмотренные Федеральным законом «О полиции» (задержание, получение объяснений, проверка документов, досмотр и т.п.). Запись информации должна производиться на удаленный носитель во избежание ее несанкционированного редактирования. Система должна обеспечивать также возможность трансляции в режиме реального времени. Данные систем видеонаблюдения могут быть использованы в качестве дополнительного источника сведений при судебных разбирательствах, проведении профилактических или следственных мероприятий, а также при разрешении любых спорных моментов, возникающих в ходе общения сотрудников полиции с гражданами;
– отмену принятых в последние годы поправок в законы о ФСБ и ФСО, расширивших возможности спецслужб для давления на граждан. Возвращение Национальной гвардии РФ в конституционное поле, в том числе запрет ее служащим стрелять по толпе;
– ликвидацию органов политического сыска (центров по борьбе с экстремизмом);
– изменение критериев оценки правоохранительных органов, использование в качестве главных критериев работы:
а) полиции – степени удовлетворенности работой полиции людьми, которые столкнулись с ее работой;
б) прокуратуры – количества и эффективности мер, направленных на восстановление прав человека;
в) следственных органов – показателя обвинительных приговоров, не обжалованных сторонами по делу;
г) учреждений уголовно-исполнительной системы – уровня постпенитенциарного рецидива в течение срока погашения судимости;
– введение выборности начальников территориальных органов внутренних дел;
– введение отчета перед депутатами органов местного самоуправления и законодательного органа субъекта РФ прокурора, главы органа Следственного комитета, руководителя органа войск Национальной гвардии соответствующего уровня;
– обязательное, не реже чем раз в год, обследование сотрудников полиции, СКР, прокуратуры, уголовно-исполнительной системы, других правоохранительных органов психологом на предмет профессиональной деформации и разработка программы психолого-правовой реабилитации сотрудников;
– проверку кандидатов на службу в правоохранительных органах, а также кандидатов на руководящие должности в правоохранительных органах на коррупционную устойчивость, толерантность к представителям разных рас, национальностей и культур;
– разработку федеральной целевой программы по обеспечению сотрудников полиции и других правоохранительных органов жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета;
– отказ от любых попыток государства ограничить свободу слова в Интернете и преследования пользователей Интернета по политическим мотивам (кроме распространения нацистских и иных человеконенавистнических идей, прямых призывов к совершению преступлений);
– исключение из законодательства понятия «экстремизм» как правовой дефиниции со слишком широким толкованием, страдающей правовой неопределенностью и использующейся неоправданно широко. Вместо этого четко определить и выразить такие понятия, как «призывы к насилию», «призывы к массовым беспорядкам», «разжигание ненависти» и т.д.;
– изъятие полномочий у региональных подразделений Прокуратуры РФ по внесению заявлений в местные суды низших инстанций в отношении ограничений доступа к интернет-ресурсам;
– пересмотр неправосудных приговоров в заявительном порядке, по инициативе прокуратуры или в случае, если в основе уголовного дела лежала деятельность лиц, впоследствии уличенных в коррупции или должностных преступлениях;
– изменение порядка формирования общественных советов при правоохранительных органах. Члены советов не должны находиться в зависимости от руководства таких органов;
– изменение стиля работы подразделений собственной безопасности правоохранительных органов. Органы собственной безопасности должны заниматься в том числе обеспечением безопасности сотрудников от противоправных посягательств;
– дополнение УПК и КоАП РФ нормами о правах заявителя до того, как тот признан потерпевшим;
– создание в системе исправления наказаний департамента пробации. Применение пробации (формы наказания, при которой осужденного направляют на определенный срок под наблюдение правоохранительных органов) для снижения уровня преступности путем активного применения мер, альтернативных лишению свободы;
– обучение сотрудников среднего и высшего начальствующего состава правоохранительных органов методам, приемам и навыкам практического применения медиации;
– возвращение к практике использования вневедомственной охраны МВД (войск Национальной гвардии) для охраны музеев, библиотек, архивов и других учреждений культуры;
– обеспечение за счет бюджета постоянной охраны сотрудниками полиции школ, детских садов и больниц.

Армия и военная политика
С 2011-2012 годов военная политика в России приняла однозначный курс на наращивание военной мощи, повышение роли ядерного оружия, ужесточение противостояния с США и НАТО, негативное отношение к переговорам по ограничению вооружений. Военный бюджет с тех пор вырос более чем в полтора раза (с 1,9 триллиона рублей в 2012 году до 3,2 триллиона рублей в 2015 году). Принятая в 2011 году Государственная программа вооружения до 2020 года общей стоимостью 23 триллиона рублей стала беспрецедентной с момента окончания «холодной войны» и по многим направлениям превосходит программы США, любой другой страны НАТО или Японии.
Вооруженные Силы должны получить более 400 стратегических баллистических ракет наземного и морского базирования, 8 стратегических ракетных подводных лодок, около 20 атомных и дизель-электрических многоцелевых подводных лодок, более 50 надводных кораблей, более 600 военных самолетов и 1000 вертолетов, около 3000 зенитных ракет, более 200 оперативно-тактических ракет «Искандер», свыше 2300 танков, около 2000 единиц самоходной артиллерии и ракетных систем залпового огня, более 17 000 единиц военной автомобильной техники.
Такая военная политика не отвечает ни реально существующим угрозам для России, ни ее экономическим возможностям.
Вот уже несколько десятилетий, как во времена СССР, так и в новой России, военные доктрины воспроизводят фантазии о будущих глобальных космических войнах. Но в реальной жизни в ближней перспективе угрозы безопасности России совершенно иные – вооруженные конфликты в Центральной и Южной Азии, на Южном и Северном Кавказе, Ближнем и Среднем Востоке, расширение масштабов террористических войн и терактов, повышение их разрушительности (включая применение оружия массового уничтожения). Конфликт с НАТО возможен только в случае нарушения территориальной целостности стран Балтии или Польши.
В противодействии реальным угрозам Россия имеет общие интересы с США, другими странами НАТО, Индией и Китаем. Однако в свете конфронтации России и Запада из-за Украины сотрудничество между ними выглядит маловероятным, что показало внезапное начало и прекращение операции в Сирии. Наоборот, Россия полным ходом втягивается в расточительную гонку вооружений с США по ядерным вооружениям и высокоточным наступательным, оборонительным и космическим системам оружия.
Еще большая неопределенность и потенциальная угроза связана с Китаем, который открыто расценивает Россию как свой «ресурсный тыл» и землеотвод вредных производств, при этом наращивая военную мощь по всему диапазону вооруженных сил и вооружений, в том числе вблизи российских рубежей (в зоне границы с Россией и Монголией развернуты 6 из 9 самых современных танковых дивизий, 6 из 9 механизированных дивизий и 7 из 12 танковых бригад КНР).
Государственная программа вооружения нереалистична и в экономическом отношении. Она была запланирована в расчете на увеличение общего военного бюджета до 6 триллионов рублей в 2020 году, причем этот объем не должен был превышать 4% ВВП (в том же году российский ВВП должен был достичь 150 триллионов рублей, то есть более чем утроиться по сравнению с 2012 годом). Это предполагало темпы российского экономического роста выше, чем китайские. Однако с 2014 года Россия вступила в период экономического кризиса и спада, конца которому не видно. Поэтому правительству придется или по ходу дела свертывать программу с огромными издержками, или пойти на гораздо большую долю военных расходов, чем 4% ВВП, за счет урезания и без того скудных гражданских статей федерального бюджета – социального обеспечения, здравоохранения, образования, науки и культуры, что сейчас уже происходит быстрыми темпами.
Таким образом, к реальным угрозам Россия, как нередко бывало в ее истории, не готова ни в военном, ни в экономическом отношении.
Ряд направлений военного реформирования 2008-2012 годов были обоснованы. Вместе с тем в практическом осуществлении реформы было немало издержек, прежде всего в виде всплеска коррупции и разворовывания средств.
После 2012 года происходит возрождение дивизий и ударных армий, проведение масштабных, в том числе внезапных, учений (особенно в европейской части России и в стратегических силах). Это пугает Польшу и страны Балтии, Украину, Грузию, Молдавию, побуждает их искать защиты у НАТО. Последняя начала пока еще ограниченное увеличение своего военного контингента вблизи российских границ (склады техники для одной бригады и дополнительные истребители).
Под предлогом надуманных угроз идет форсированная милитаризация Арктики: в рамках стратегического командования «Север» развертываются новые дивизии и бригады, армия Воздушно-космических сил и армия ПВО, строятся 6 крупных военных баз на арктических архипелагах, вводятся в строй 13 аэродромов, Северный флот оснащается новыми кораблями, подводными лодками и ледоколами.
При этом ни освоение энергоресурсов арктического шельфа, ни использование Северного морского пути невозможно и нерентабельно без сотрудничества со странами Запада и тем более – в условиях эскалации военного противостояния.
Мы считаем необходимыми следующие изменения военной политики России:
– сменить приоритеты военной политики: с упора на ядерное сдерживание, воздушно-космическую оборону и ударных армий и флотов против НАТО в краткосрочной перспективе – на повышение эффективности сил общего назначения в проведении локальных операций на южных направлениях, а также в рамках коллективного миротворчества в среднесрочной перспективе – на подготовку к обеспечению надежной обороны на восточных рубежах;
– ограничить военные расходы уровнем не более 3% ВВП, уменьшить численность Вооруженных Сил примерно до 800 тысяч человек за счет повышения их качества, уровня материального обеспечения и технического оснащения, готовности парировать реальные угрозы безопасности;
– отменить призыв в армию, перевести ее полностью на контрактный рядовой состав в течение 2-3 лет (это также вскоре даст экономию финансовых средств);
– скорректировать программу модернизации стратегической триады с акцентом на развертывании системы наземных мобильных межконтинентальных ракет «Ярс». Прекратить советскую практику распыления средств между многочисленными параллельными программами и системами оружия;
– начать переговоры о следующем соглашении СНВ с целью экономии средств и предотвращения гонки вооружений;
– в части воздушно-космической обороны сосредоточиться на защите баз стратегических сил, обороне административно-промышленных центров и жизненно важных объектов от одиночных или групповых ударов со стороны безответственных режимов и террористов. Возобновить переговоры с США о создании совмещенной системы ПРО;
– пересмотреть в целом Государственную программу вооружения соответственно доступным ассигнованиям – в сторону отказа от престижных и дублирующих программ. Не урезать средства на НИОКР, чтобы не обрекать Россию на догоняющую модель военного развития, сделать упор на информационно-управляющие системы, высокоточные обычные вооружения и беспилотные летательные аппараты;
– отказаться от популярной в верхах идеи, что оборонная промышленность станет локомотивом инноваций и подъема в остальной экономике. Несостоятельность этой догмы доказана крахом экономики СССР, построенной именно вокруг оборонно-промышленного комплекса. В ведущих военных державах мира технические инновации из динамичной гражданской экономики и науки питают военную промышленность, а не наоборот. Без этого оборонно-промышленный комплекс не создаст высокие технологии, а его частные успехи не будут восприняты гражданской экономикой по той же причине, по которой сейчас российские частные капиталы и изобретения уплывают за рубеж.

Внешняя политика
Национальная безопасность России требует быстрых и коренных политических изменений: активного проведения курса на открытость, разумную демилитаризацию, отказ от территориальных претензий к соседям, экономическую модернизацию в рамках глобальных процессов, внутреннюю демократизацию, формирования стратегии национальной безопасности, адекватной угрозам в современном мире.
Перспективный путь России – вхождение в число наиболее развитых демократических держав. Однако для этого необходима глубокая трансформация собственной экономики и структуры экспорта на основе освоения высоких технологий, которая предполагает не «фасадную», а реальную демократизацию политической и социально-экономической систем, а также существенные коррективы во внешней политике страны.
В международных отношениях для нашей страны важны:
– расширение участия в международных организациях и конвенциях, чьи нормативы и стандарты необходимы и полезны для развития страны;
– интеграция России в клуб стран с развитыми экономиками – воссоздание Большой восьмерки с участием России и вхождение в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);
– отказ руководства государства от формирования внешней политики, построенной на эмоциях, обидах, крепких выражениях, которые наносят серьезный ущерб долговременным интересам страны ради самоудовлетворения отдельных чиновников и реакционных националистов;
– отказ от попыток воспользоваться политической нестабильностью в сопредельных государствах для провоцирования кризисов и смены режимов. В первую очередь это касается отношений с Украиной.
Постсоветское пространство. Вместо того чтобы рождать аморфные («зонтичные») интеграционные планы для всего постсоветского пространства, Россия должна предельно конкретно сформулировать свои экономические, военные и другие интересы применительно к каждой стране СНГ, отбросив неоимперские подходы и вытекающие из них опасные геополитические фантазии.
Россия может эффективно противодействовать расширению НАТО на постсоветском пространстве, прежде всего позиционируя себя в качестве гаранта территориальной целостности и суверенитета бывших советских республик, развивая взаимовыгодные и равноправные отношения с ними во всех сферах взаимных интересов. В рамках новой архитектуры европейской безопасности следует предоставить многосторонние гарантии территориальной целостности стран СНГ.
В первую очередь Россия должна нормализовать отношения с Украиной и Грузией. Добровольному сближению стран СНГ с Евросоюзом нельзя противодействовать в принципе, но оно должно не исключать Россию, а напротив – быть скоординировано (с учетом всех социально-экономических связей) с развитием отношений Российской Федерации с Евросоюзом.
Россия и Украина. Нужна общая стратегия, направленная на достижение Россией и Украиной близких по существу целей – движения обеих стран в Европу. В конечном счете, именно в этом заключается решение основных проблем, в том числе и Крыма.
Это означает отказ России от антиевропейского курса и ее постепенное движение к европейской политике и образу жизни. Только так можно создать фундамент реального мира.
Мы выступаем за территориальную целостность Украины и категорически против реанимации «доктрины ограниченного суверенитета». Мы вновь требуем соблюдения Россией взятых на себя международных обязательств, Конституции и российских законов. Мы настаиваем на прекращении разжигания и пропаганды войны.
Наша позиция предельно ясна:
– мы за нерушимость границ в Европе;
– мы за территориальную целостность Украины;
– мы считаем, что Крым принадлежит Украине, его аннексия незаконна и должна быть отменена;
– мы считаем, что будущее Крыма должны определять жители полуострова на основе соответствующего законодательства. Мы не считаем законным референдум, спешно и вне всяких правил, законов и норм проведенный под «охраной» российских вооруженных сил.
Мы призываем прекратить военно-политическую авантюру на юго-востоке Украины, уже унесшую тысячи жизней, и способствовать возвращению территорий, ставших ареной боевых действий, к мирной жизни.
Мы также призываем российских чиновников, депутатов, политиков, журналистов с уважением отнестись к выбору, который сделал украинский народ. Возможные злоупотребления и упущения не должны служить поводом для дальнейшей дестабилизации общества и государства Украины.
Лучшая защита интересов России – конструктивная, стратегически осмысленная, мирная и ответственная работа с Верховной Радой, президентом и другими институтами власти Украины.
Должны быть реализованы инициативы по урегулированию ситуации на Украине и нормализации отношений России и Украины, открывающие перспективу и создающие условия для диалога. Действовать надо немедленно, исключительно на основе здравого смысла и долгосрочных национальных интересов.
Крым. Прежде всего, необходима инициатива с российской стороны о проведении международной конференции по Крыму с участием представителей народов полуострова, Украины, России, Евросоюза, самого широкого круга заинтересованных сторон. Это лучший способ продемонстрировать готовность к разговору, которая нужна для того, чтобы Россия снова стала стороной диалога, чтобы с ней говорили, чтобы ее слушали.
Возможное решение проблемы Крыма – проведение международно признаваемого референдума, полностью соответствующего украинскому законодательству и международно-правовым нормам, под объективным международным контролем. Определение процедуры такого референдума может стать важным предметом обсуждения на международной конференции. Международная конференция может принять решение о том, что практическое осуществление референдума и контроль за его объективностью будет реализовываться под эгидой ООН или ОБСЕ. На это потребуется время, но на данном этапе важнее всего, что возникнет диалог и начнется процесс выхода из тупика. Это серьезный подход и достойный способ добиться прочного решения, разговор с Западом на понятном ему языке и реальная перспектива выхода из кризиса.
Донбасс. Необходимо кардинальное изменение ситуации и на востоке Украины. При сохранении нынешнего положения никакое перемирие не будет прочным, а в эскалации конфликта всегда будут обвинять Россию. Решение этого вопроса полностью находится в пределах возможностей и компетенции руководства нашей страны. Россия может сделать так, что вооруженное противостояние прекратится.
Главное – выполнение Минских договоренностей о выводе незаконных вооруженных формирований, военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины и обеспечение гарантий безопасности населения Донбасса с помощью масштабного привлечения наблюдателей ОБСЕ и нейтральных миротворческих сил. Отказ от так называемой доктрины ограниченного суверенитета в отношении Украины, как и всех других постсоветских республик, – абсолютный императив XXI века, и чем раньше Россия к этому придет, тем лучше для нее.
Запад. России пора принципиально определиться со своим положением в мире. Мы считаем, что место России – в числе демократических стран, разделяющих гуманистические ценности европейской цивилизации, к которой принадлежит Россия, и отвергающих любого рода экстремизм, тоталитаризм, империализм, одиозные режимы, опасные для их граждан и всего мира.
Мы убеждены, что именно такой курс предполагает реальное, а не декоративное укрепление обороны страны, и именно такая политика предполагает эффективное развитие взаимовыгодных отношений и с Китаем, и с Индией, и другими странами (в чем, кстати, США, государства Евросоюза и Япония преуспели гораздо больше России).
Назревшая коррекция внешней политики России предполагает недвусмысленную определенность ее положения в международной системе как одной из ведущих держав евроатлантического сообщества. Четко обозначив долгосрочные внешнеполитические ориентиры, этот курс будет направлен на отстаивание национальных интересов России по каждому конкретному вопросу и на укрепление мировой экономики и международной безопасности. Не реактивная, а активная внешняя политика должна и в стратегическом, и тактическом плане постоянно соизмеряться с имеющимися ресурсами и целями создания благоприятных внешних условий для ускоренного современного социально-экономического и политического развития страны.
Юг. На южном направлении нужно возвращаться к общей проблеме, в решении которой прямое сотрудничество России с Западом может иметь существенное, а возможно, и решающее значение. Тема эта старая – международный терроризм, в частности терроризм, основанный на исламском фундаментализме. «Исламское государство» – принципиально новая опасность, не в теории, а реально, с географически огромного плацдарма угрожающая и нашей стране. Именно от ИГИЛ исходит прямая угроза Кавказу и другим потенциально нестабильным российским регионам.
Вывод американских войск из Афганистана с последующим приходом талибов расширит и укрепит этот плацдарм. Уход из Афганистана – свидетельство того, что решения, адекватного проблеме, нет ни у США, ни у Запада в целом.
Вместе с тем именно борьба с вооруженным экстремизмом является сферой, в которой может быть эффективно использован военно-интеллектуальный, военно-технический и силовой потенциал России. Это вопрос об участии в формировании и прямой включенности нашей страны в действия широкой международной антитеррористической коалиции.
России целесообразно занять твердую и принципиальную позицию по Ирану, на основе единства постоянных членов Совета Безопасности ООН обеспечивать выполнение Тегераном резолюций Совета Безопасности ООН.
Восток. Учитывая, что положение и роль России в Азиатско-Тихоокеанском регионе будут важнейшим фактором ее международного положения, суверенитета и территориальной целостности в XXI веке, необходимо сбалансировать связи с Китаем развитием экономических и политических отношений как с США, так и с Индией, Японией и Южной Кореей.
России целесообразно занять твердую и принципиальную позицию по отношению к Северной Корее и авантюрам ее руководства в военно-политических вопросах.
Главным условием повышения роли и влияния России в Азиатско-Тихоокеанском регионе является последовательная политика социально-экономического и экологического возрождения российских Сибири и Дальнего Востока, обеспечение достаточной обороноспособности и охраны границы, репопуляции этих регионов, утверждение там правопорядка и привлечение отечественных и зарубежных инвестиций.
Север. Отстаивая законные экономические интересы России в Арктике, не следует делать упор на возрождении военного противостояния с другими арктическими странами. Нужно всемерно продвигать идею развития международного сотрудничества в экологически безопасном освоении ресурсов Арктики и совместного использования освобождающегося ото льдов Северного морского пути.

Историческая память
Сегодня ради сохранения исторической и культурной памяти наше общество должно решить целый ряд проблем, порожденных, прежде всего, политикой государства. Среди основных вопросов:
– разрушение и утрата исторического и культурного наследия России, которое само по себе является «материальной», «вещественной» основой для памяти;
– низкий уровень исторического знания, позволяющий подменять историю России пропагандой, весьма слабое изучение истории человечества и опыта других стран;
– целенаправленное вытеснение из общественной памяти государственных преступлений последнего века, направленных против населения России и других стран, их сознательное замалчивание и отрицание. В результате беспамятства и неуважения к страданиям нашего народа создаются условия для повторения подобных преступлений в настоящем и будущем.
Для решения перечисленных проблем необходимы следующие действия.
Защита историко-культурного наследия России:
1. Расширить Список исторических городов и поселений России. (Министерство культуры сократило его в 11 раз – с 478 до 41, исключив из числа исторических городов России, например, Москву, Великий Новгород, Псков, Нижний Новгород, Тверь, Тулу, Рязань, Вологду, Брянск, Курск, Белгород, Углич, Муром, Козельск, Переславль-Залесский и многие другие города.) Обеспечить свободный доступ граждан на всю территорию Московского Кремля, его дворцов и соборов.
2. Сохранить историческое лицо городов через разработку стандартов по созданию зон охраны объектов культурного наследия, отказаться от коррупционной практики «согласований» нового строительства в зонах охраны, принятие четких, однозначно понимаемых регламентов зон охраны и достопримечательных мест.
3. Ввести мораторий на снос зданий, построенных ранее 1917 года, а также в советский период с 1917 по 1991 год, провести их оценку на предмет признания памятниками истории и архитектуры.
4. Создать федеральный портал разрушающихся усадеб, являющихся памятниками истории и архитектуры, с детальным описанием и оценкой стоимости реставрационных работ с целью привлечения частных инвесторов к их восстановлению.
5. Считать все вопросы, связанные с сохранением и развитием исторического наследия, предметом общественного интереса. Недопустимо принятие и исполнение «секретных», не опубликованных в надлежащем порядке распорядительных и иных документов, связанных с судьбами памятников и исторических зданий.
6. Принимать все решения в этой сфере с обязательным учетом мнения жителей на публичных слушаниях и экспертного сообщества (для чего сформировать советы по культурному наследию, без открытого рассмотрения на которых реализация никаких градостроительных и реставрационных проектов недопустима).
7. Создать и обучить в структурах прокуратуры, следствия и полиции специализированные подразделения, обеспечивающие соблюдение законодательства об объектах культурного наследия и о градостроительной деятельности в зонах охраны объектов культурного наследия.
8. Любой незаконный снос исторических зданий должен приводить: для заказчиков работ – к расторжению инвестиционных контрактов, договоров об аренде земельных участков и зданий, отзыву градостроительных планов земельных участков, разрешений и ордеров на строительство; для исполнителей работ – к возбуждению процедуры отзыва лицензий и прав на работы на территории России.
Развитие исторического знания и его защита от пропаганды:
1. Открытие архивов полицейских служб Российской Империи, ВЧК, ОГПУ, НКВД, МГБ и КГБ, рассекречивание имеющихся в распоряжении архивов документов советского периода.
2. Включение экзаменов по отечественной и всемирной истории в число обязательных.
3. Методологический отказ в преподавании истории от:
– детерминистской концепции исторического материализма;
– геополитических и цивилизационных теорий, навязывающих псевдонаучные идеи неизменности и предопределенности исторического развития стран и цивилизаций как в прошлом, так и в настоящем (например, теории «русской матрицы» и «колеи развития», или «генетического кода», различных цивилизаций);
– ненаучных постмодернистских учений, отрицающих значение рационального научного познания и представляющих исторические конструкции в виде субъективного видения, авторского продукта, который может произвольно заменяться другим в пропагандистских целях.
Для развития диалога культур и народов на территории Российской Федерации критически важно перейти от колониальной, «кремлецентричной» концепции истории, когда тот или иной народ появляется в учебнике лишь с момента присоединения к России, – к осознанию истории всех народов нашей страны как предыстории новой России, чтобы взращивать с помощью такого подхода чувство гражданской общности у людей на всей территории России.
На смену прямолинейному позитивизму должны прийти горизонтальный цивилизационный срез всех культур, которые представлены в России, изучение мирового контекста, сравнение вариантов развития и анализ ключевых развилок истории. Важно увидеть жизнь людей в разных эпохах и разных ситуациях, попытаться понять ее и вжиться в различные периоды истории.
Решение этой задачи предполагает четкое представление об истории как строгой и точной науке, изучающей конструирование реальности и мотивацию целенаправленного поведения человека с позиций доказательного знания.
Это означает приоритет фундаментального гуманитарного образования, способного научить методу добывания знаний и их критической проверке, пониманию глубоких внутренних взаимосвязей русской и мировой истории.
4. Поддержка создания альтернативных учебников истории 5-7 различными коллективами, с целью организации и поддержания постоянной профессиональной и выведенной за политические рамки дискуссии специалистов о содержании предмета.
5. Поддержка всевозможных просветительских информационных проектов и инициатив, в том числе и негосударственных (от ТВ-программ до проведения специальных экскурсий и размещения памятных табличек). Сохранение памяти не только о фигурах и решениях монархов и вождей, но и о цене этих решений – о жертвах и страданиях, понесенных народом, о повседневной жизни людей разных эпох. Реализация специальной просветительской программы, направленной на сохранение и углубление знаний о европейской, демократической традиции в истории России – городского самоуправления Древней Руси, Новгородской и Псковской республик, Земских соборов, конституционных проектов XVIII-XIX веков и либерального движения этих эпох, парламентаризма 1905-1917 годов, Временного правительства, Учредительного собрания и движения инакомыслящих в СССР.
Преодоление большевизма и сталинизма в государственной практике. К большевизму и сталинизму нельзя относиться просто как к фактам истории, которые допустимо оценивать по-разному в зависимости от социального опыта и политических взглядов отдельного гражданина. Коренная особенность большевизма, как и другой тоталитарной идеологии XX века, фашизма, – отрицание морали, следование принципу «цель оправдывает средства», отрицание ценности отдельной человеческой жизни и оправдание любого числа жертв в настоящем построением идеального общества в будущем.
Сталинизм для нашей страны пока еще не далекая история. Это во многом сущность нынешней системы власти, не случайно поощряющей трактовку Сталина в школьных учебниках истории как «эффективного менеджера». Для слишком большого числа людей во властных кабинетах признание сталинского режима преступным означало бы, что и они, и их методы сегодня также преступны и неконституционны. Преодоление сталинизма означает принципиальное изменение нынешнего политического режима и начало построения правового государства.
Преодоление сталинизма и большевизма в России должно осуществляться столь же глубоко и ответственно, как и денацификация после Второй Мировой войны. Без этого, как показал опыт реформ в России в последние 25 лет, движение вперед невозможно.
Поэтому необходимо приложить все возможные усилия к проведению в стране информационной кампании, направленной на разъяснение опасности и пагубности для нашего народа большевизма, сталинизма и национализма:
1. Публично рассмотреть и дать на государственном уровне ясную и недвусмысленную правовую, политическую и нравственную оценку насильственного захвата власти, совершенного большевиками в 1917-1918 годах, характера и природы созданного ими политического режима и его последующей деятельности, в частности – террористической политике тогдашних руководителей страны, и прежде всего генерального идеолога и верховного организатора террора – Иосифа Сталина, а также всем конкретным преступлениям (убийствам, арестам, депортациям мирного населения по политическим, этническим, религиозным и другим основаниям), совершенным в этот период. Мы убеждены в том, что террористические деяния этого периода должны быть приравнены к преступлениям против человечности.
2. Четко и недвусмысленно определить сферу правопреемственности современного российского государства. Современная Россия является правопреемницей Российского государства до Октябрьского переворота 1917 года. Российский народ никогда не избирал ни большевиков, ни Сталина на свободных выборах. Большевики узурпировали власть, разогнали Учредительное собрание, избранное на всеобщих, равных, прямых выборах, силой подавили сопротивление и удерживали контроль над страной с помощью террора, возведенного в ранг государственной политики.
Большевистская диктатура остановила естественное историческое развитие нашей страны, на многие десятилетия оторвала Россию от общего для всей Европы пути развития цивилизации. От сделанного огромным трудом российского народа за эти семь десятилетий сегодняшняя Россия не должна и не может отказываться. Для нас бесспорно, что все достижения этих лет – результат гигантской работы конкретных людей: строителей заводов и шахт Кузбасса и Магнитки, солдат и офицеров, победивших фашизм, крестьян, снабжавших фронт хлебом, рабочих тыла, ученых и инженеров – создателей ядерного щита Родины и космических кораблей, великих писателей, композиторов, художников, артистов, спортсменов. Все это состоялось благодаря мужеству и величию нашего народа, но вопреки тоталитарной системе. Победа над фашизмом – подвиг народа, который недопустимо унижать рассуждениями об эффективности всеобщего страха перед заградотрядами НКВД.
Современное российское государство, как и другие независимые государства, возникшие на территории СССР, не несет международно-правовой, юридической и материально-финансовой ответственности за действия незаконного большевистского режима. Однако до тех пор, пока на государственном уровне не будет дана исчерпывающая оценка преступлений большевизма (красный террор, насильственная коллективизация с трагическими последствиями, массовые репрессии, пакт Молотова–Риббентропа, Катынь, аннексия прибалтийских государств и другие преступления), пока не произойдет окончательный разрыв с нелегитимным насильственным режимом – и внутри страны, и за ее пределами, нынешнюю Россию будут отождествлять со сталинским СССР.
3. Осуществить комплекс мер, направленных на искоренение сталинско-большевистской системы управления государством. Принять меры, гарантирующие необратимый отказ от принципа «Цель оправдывает средства» и возведение в высшую ценность всей государственной политики жизнь человека и его достоинства. Не могут сохранять государственные должности чиновники любого уровня, позволяющие себе публично восхвалять или пропагандировать Сталина. Оправдание массовых репрессий, уничтожения миллионов безвинных людей – преступление, которое должно быть включено в уголовный кодекс. Такое же преступление – отрицание факта массовых репрессий, действий по уничтожению социальных групп. В России не должно существовать организаций, называющих себя наследниками ВКП(б) – КПСС и ВЧК – ОГПУ – НКВД – МГБ – КГБ и тем более продолжающих их преступную практику.
4. Реализовать на деле широкую просветительскую программу, объективно раскрывающую сущность истории нашей страны в ХХ веке. Четкая и недвусмысленная квалификация преступлений большевистского коммунистического режима должна быть включена в образовательный стандарт, в соответствие с которым нужно привести школьные учебники, рекомендованные государственными органами к использованию. История советского террора должна стать не только обязательной и значительной частью школьного образования, но и объектом серьезных усилий в области народного просвещения в самом широком смысле слова. Необходимы просветительские и культурные программы, посвященные этой теме, на государственных каналах телевидения, необходима государственная поддержка издательских проектов по выпуску научной, просветительской, мемуарной литературы, посвященной эпохе террора. Нужно создать мемориалы памяти жертв террора, в том числе в помещении Расстрельного дома на Никольской улице в Москве.
5. Проводить последовательную политику очищения названий населенных пунктов, улиц и площадей от имен государственных деятелей – организаторов и активных участников террора. Топонимика не может больше оставаться зоной увековечения памяти преступников. Необходимо избавиться от засилья советских наименований. Должны быть возвращены названия, сложившиеся за многие века российской истории. Из общественных учреждений, культурной и общественной жизни народа должны быть удалены все большевистские и сталинистские символы и влияния.
Партия Путина, коммунисты, националистические и профашистские силы прямо заинтересованы в том, чтобы дискуссий на эти темы не было. Они называют уважение к истории, сочувствие к народу и память о принесенных им жертвах «очернением». Понятно, почему это так: все они пользуются в своей повседневной политике опытом советско-сталинской системы, возрождают ее с учетом сегодняшних реалий, практически открыто желают быть ее наследниками, последователями и охранителями.
Мы убеждены, что полный и абсолютный отказ от сохранения советско-сталинской системы отношения к человеку дает России будущее. Нынешняя архаичная система управления не в состоянии адекватно оценивать новые проблемы и реагировать на них.
Честное отношение к этой проблеме жизненно важно для всех, кому небезразлична судьба России. Именно через культуру памяти можно не только избегать повторения прошлых ошибок, но и взрослеть как общество, ответственно строить свою жизнь, учиться контролировать государство и сберегать мощь народа, формировать современную политическую культуру. Важнейший вывод прошедших 25 лет: слабость систематической борьбы общества, политиков, каждого из нас с методами и подходами сталинизма и большевизма в нашем государстве привело к сегодняшним проблемам, трагедиям и тупику развития.
Правящий класс и политическая элита такие, какими мы позволяем им быть. Мы, граждане, весь народ в целом, безусловно, ответственны за то, что с нами происходит. До тех пор, пока это не понято, не усвоено, не принято на уровне главных смыслов общественной жизни, мы вместе со своей страной будем попадать в новые трагические ловушки.
Если те, кто находится у власти, лишены нравственных ориентиров в политике, то в условиях кризиса их жестокость в отношении людей будет расти. Об этом нужно громко и ясно говорить как о главном, наиболее существенном для сегодняшней жизни и будущего нашей страны. Положив уважение и сострадание к людям в основу народного понимания истории, мы добьемся того же подхода и в современной политике.

Вернуться в «Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость