• Slideshow
  • Основные направления программы часть 2
    ЗА ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ЗА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Наши требования: • бесплатное высококачественное среднее и высшее образование, доступное каждому гражданину страны; • повышение зарплаты (прежде всего - базовой) и социального статуса преподавателей дошкольных учреждений, школ, средних профессиональных и высших учебных заведений; • ликвидация за счет средств федерального бюджета разрыва в уровне доходов учителей в...
    Основные направления программы часть 1
    https://www.yabloko.ru/ Главная цель партии «ЯБЛОКО» - мирным конституционным путем построить в России современное правовое демократическое социальное государство, состоящее на службе у граждан и обеспечивающее динамичное развитие страны. Мы обеспечим принятие законов, гарантирующих: • защиту от произвольного лишения и ограничения свободы; • тайну личной жизни: переписки и телефонных разговоров, неприкосновенность...
    Предвыборная программа часть 7
    ПРОГРЕССИВНОЕ ГОСУДАРСТВО Разделение властей В России произошел сознательный отказ от реального горизонтального и вертикального разделения властей, которое является одним из главных принципов и механизмов современного государства. Значительная часть важнейших рычагов управления государством остается в руках президента и правительства. В стране фактически функционирует параллельное правительство в лице администрации...
    Предвыборная программа часть 6
    Развитие села Советская система сельского хозяйства, и без того не отличавшаяся высокой результативностью, к концу 1980-х годов показала свою полную неэффективность и нежизнеспособность, что выразилось в крайнем дефиците продуктов. В то же время проводимые в 1990-х годах социально-экономические реформы не привели к новому укладу экономики села. Советские хозяйства перешли к новым собственникам, которые в большинстве своем не знали,...
    Предвыборная программа часть 8
    Северный Кавказ Россия – федеративное государство, в котором регионы отличаются политическим и культурным своеобразием. Одним из таких регионов является Северный Кавказ, который переживает сегодня переломный момент своего развития. Откат от модернизационной модели развития Северного Кавказа в советский период привел к возвращению ценностей традиционного общества, распространению клановых, патрон-клиентских связей,...
    Предвыборная программа часть 5
    Жилищно-коммунальное хозяйство Российское жилищно-коммунальное хозяйство находится в состоянии тяжелейшего системного кризиса. Экономика отрасли осуществляется при антинаучном подходе, вопреки здравому смыслу и общепринятым экономическим законам. В 95% многоквартирных домов (МКД) не создано юридическое лицо из совладельцев для управления домом как единым объектом собственности и его эксплуатации. Реальное и легальное создание...
    Предвыборная программа часть 4
    Семья и детство Современная семья вынужденно перестает быть носителем ценностей, превращаясь в машину по зарабатыванию денег и обеспечению выживания своих членов. Меняются семейные ценности. Кризис семьи как социального института, его трансформация затронули все аспекты семейных отношений, отразились на репродуктивных, супружеских и родительских установках. Сегодня мы наблюдаем снижение рождаемости и повышение смертности;...
    Предвыборная программа часть 3
    Развитие предпринимательства В России уничтожается независимое малое и среднее предпринимательство. Законодательство на всех уровнях изобилует лоббистскими нормами в интересах сверхкрупного, монопольного, сетевого бизнеса и дискриминационными нормами в отношении среднего и малого. Наиболее выгодные для торговли площадки, как правило, выделяются монопольному сетевому бизнесу. Одновременно разворачиваются кампании...
    Предвыборная программа часть 2
    Культура и искусство Важнейшей задачей государственной политики в сфере культуры и искусства должно быть максимально широкое вовлечение граждан (прежде всего – детей, подростков и молодежи) в культурную и творческую жизнь. Это означает переход от поддержки «придворных» звезд (культурной и творческой «олигархии») и их проектов к созданию правдивых и по-настоящему глубоких связей между культурой России и повседневным...
    Предвыборная программа часть 1
    https://www.yabloko.ru/ В мире идет смена циклов – технологического, экономического, социального. Альтернативная энергетика, частный космос, биотехнологии, другие новейшие разработки – все это экономика знаний, принципиально новая модель развития человечества. Между ведущими странами планеты начинается очередной этап конкурентной гонки за будущее. Устаревшая структура экономики, полностью зависимая от продажи за рубеж природных...

Предвыборная программа часть 6

admin_
Site Admin
Сообщения: 997
Зарегистрирован: 28 ноя 2018, 04:35
Контактная информация:

Предвыборная программа часть 6

Непрочитанное сообщение admin_ »

Развитие села
Советская система сельского хозяйства, и без того не отличавшаяся высокой результативностью, к концу 1980-х годов показала свою полную неэффективность и нежизнеспособность, что выразилось в крайнем дефиците продуктов. В то же время проводимые в 1990-х годах социально-экономические реформы не привели к новому укладу экономики села. Советские хозяйства перешли к новым собственникам, которые в большинстве своем не знали, что делать в новой экономической реальности.
Формальное выделение земельных паев членам колхозов и совхозов без реального отвода земли на местности не привело к образованию нового класса сельских производителей, поскольку люди не обладали для этого ни опытом самостоятельной работы, ни финансами, ни техникой, ни другими средствами производства. Появились многочисленные аферисты, которые, пользуясь отсутствием законов, незнанием и непониманием ситуации сельскими жителями, обманом стали скупать земли за бесценок с целью перепродажи. Осуществлялась криминальная приватизация земли. Была разрушена система закупки сельскохозяйственной продукции у сельских производителей. Главным оптовым торговым оператором на селе стали перекупщики.
Все это привело к быстрому запустению сельскохозяйственных земель, падению производства в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах, снижению доходов сельских жителей и форсированному оттоку людей из села в города.
В 2000-е годы вместо исправления результатов ошибочной политики продолжилась теневая приватизация земли. Основные меры государственной поддержки агропромышленного комплекса стали направляться на развитие крупных агрохолдингов. В их интересах было изменено земельное и налоговое законодательство. Главным источником пополнения их оборотных средств стало освоение крупных государственных субсидий. Сама система государственного субсидирования стала высоко коррумпирована, привела к сращению чиновников и собственников.
Объем государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств составляет несколько процентов от объема поддержки агрохолдингов. Банки отдают предпочтение кредитованию особо крупных производств, так как обслуживание этих кредитов осуществляют федеральный и региональные бюджеты.
По существу, эти производства являются не сельскохозяйственными, а промышленными. Система производства на них часто основана на применении недобросовестных стимулирующих технологий, искусственно ускоряющих процесс производства продукции, что приводит к снижению ее качества и угрожает здоровью людей. В развитии сельской территории такие собственники не заинтересованы. Мегапроизводства несут высокие экологические риски, при этом их собственники минимизируют затраты на очистные сооружения и переработку отходов. Сельские жители на этих производствах являются лишь наемными работниками, значительную часть рабочей силы владельцы крупных производств привлекают из городов и иностранных государств.
Чрезвычайно пагубной стала практика монополизации земель: законодательство допускает концентрацию более половины земельных участков на территории муниципалитета в руках одного собственника, превращая его в монополиста.
В результате такой политики размывается экономическая основа фермерских хозяйств, исчезает класс сельских собственников, занимающихся производством сельхозпродукции на собственной земле.
Большинство государственных программ поддержки агропромышленного комплекса не решают сегодня главных задач сельского развития: защиты прав жителей сельских территорий, создания класса сельских собственников из числа местных жителей, развития сельскохозяйственного производства в естественных масштабах, соответствующих потенциалу территории, сохраняющих природные ресурсы и условия для экологически безопасного проживания людей.
Для создания высокоэффективного, конкурентоспособного аграрного сегмента российской экономики понадобятся значительные усилия со стороны государства. Однако любые меры аграрной политики могут достичь своей цели лишь при условии создания в России современного правового, прозрачного и подотчетного обществу государства.
Финансовой основой на первом этапе реформирования села должно стать изменение приоритетов государственного бюджета – снижение расходов на силовые и правоохранительные ведомства и увеличение финансирования социальных и экономических программ.
Приоритетной должна стать государственная поддержка людей, непосредственно работающих на земле. Сельское хозяйство – это не столько крупные агрохолдинги, сколько мелкий производитель. Участие государства в решении аграрного вопроса необходимо сочетать с инструментами рыночной экономики.
Ключевые меры возрождения и развития российского села:
– перевод государственных программ развития сельского хозяйства на единую форму государственной поддержки, не связанную с погектарной поддержкой: она должна рассчитываться в зависимости от региона страны с поправочным коэффициентом, учитывающим почвенно-климатические и агромелиоративные условия, состояние производств, удаленность от рынков сбыта, демографическую ситуацию. Это будет способствовать вовлечению земли в сельскохозяйственный оборот и ликвидации коррупции в сфере государственной поддержки сельскохозяйственного производства;
– стимулирование сельскохозяйственной кооперации: поддержка сельскохозяйственных потребительских, снабженческих, сбытовых, перерабатывающих кооперативов;
– создание кооперативной системы закупки сельскохозяйственной продукции у производителей – сети сельскохозяйственных кооперативных рынков; формирование продовольственной биржи. Создание условий для строительства и оснащения логистических центров приема, первичной переработки и хранения сельскохозяйственной продукции. Это позволит создать конкуренцию и снизить затраты на логистику для мелких производителей;
– борьба с земельными монополиями через временное (10 лет) ограничение площади одного землевладения в пределах одного муниципального района максимальным размером, равным не более чем 10% общей площади сельскохозяйственных угодий на данной территории. По истечении этого срока все сделки, приводящие к увеличению площадей собственников, занимающих доминирующее положение, должны осуществляться с согласия антимонопольных органов;
– поддержка создания малых сельскохозяйственных производств, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства, льготного кредитования и субсидирования с наложением обременения;
– развитие системы грантов для становления крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе семейных. Поддержка молодежи на селе через предоставление льгот семейным формам сельскохозяйственной деятельности;
– долгосрочное (свыше 10 лет) беззалоговое низкопроцентное кредитование сельскохозяйственного производства в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах;
– установление льготного налогообложения, используемого в целях сельскохозяйственного производства, имущества сельхозпроизводителей, являющихся субъектом малого и среднего предпринимательства, в том числе зданий, сооружений, транспорта и техники;
– снижение административных барьеров для деятельности малых форм хозяйствования на селе, ликвидация произвола по отношению к сельхозпроизводителям со стороны Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Ростехнадзора, Ространснадзора; установление пределов их вмешательства в производственный процесс;
– отмена требования обязательного оснащения тахографами автомобилей грузоподъемностью до 12 тонн, принадлежащих сельхозпроизводителям и не используемых для междугородных перевозок грузов;
– установление порядка оформления земель сельскохозяйственного назначения по принципу «одного окна» и в срок не более трех месяцев со дня подачи заявления;
– раскрытие информации о бенефициарах земель сельскохозяйственного назначения – юридических лиц, вне зависимости от их организационно-правовой формы;
– осуществление за счет средств федерального бюджета всеобъемлющего кадастра сельскохозяйственных земель, отвечающего современным требованиям геореференцирования и землеоценки; формирование эффективной системы комплексного мониторинга и оценки сельскохозяйственных земель;
– проведение инвентаризации сельскохозяйственных земель, выявление неиспользуемых по назначению земельных участков сельхозназначения, увеличение земельного налога на неиспользуемые земли, ужесточение наказаний за нецелевое, ненадлежащее использование земель сельхозназначения, а также за причинение вреда, загрязнение, захламление, отравление, порчу, уничтожение плодородного слоя почвы;
– сохранение категории земель сельскохозяйственного назначения. Ограничение случаев размещения объектов, не связанных с сельскохозяйственным производством, на землях сельхозназначения. Введение ограничений на изменение видов разрешенного использования особо ценных сельскохозяйственных земель, а также введение запрета на добычу общераспространенных полезных ископаемых открытым способом на сельскохозяйственных угодьях;
– бесплатная передача земли в частную собственность граждан для строительства семейных домов в рамках программы «Земля – Дома – Дороги» (см. соответствующий раздел). Разрешение жилищного строительства для членов крестьянских (фермерских) хозяйств на землях сельхозназначения, находящихся в собственности этих хозяйств, путем изменения назначения части земельного участка;
– модернизация сельскохозяйственного производства, оздоровление поголовья скота и обновление парка сельскохозяйственной техники;
– ограничение численности скота на одной ферме на одной территории (в зависимости от площади фермы) с целью поддержания экологических стандартов производства;
– создание условий для развития органического сельского хозяйства. Более экологичная и более дорогая продукция может и должна закупаться государством в целях поддержания здоровья населения – для больных, беременных и кормящих женщин, детей до 3 лет, детей-инвалидов и детей из многодетных семей;
– стимулирование развития агротуризма, который будет выполнять как рекреационную, так и просветительскую функцию, обеспечит знакомство всех желающих с народными промыслами, сельской и крестьянской культурой, природой страны;
– поддержка научно-исследовательских институтов, научно-производственных центров, обеспечивающих развитие научных основ сельскохозяйственного производства и работающих в том числе на принципах государственно-частного партнерства. Приоритетами должны быть селекционная работа, семеноводство, технологическое перевооружение, проектирование и научное сопровождение новых адаптивных систем земледелия и животноводства, агроэкологический мониторинг;
– восстановление системы отраслевого высшего и среднего профессионального образования для обеспечения агропромышленного производства кадрами. Установление квот для преимущественного поступления в вузы на профильные специальности детей членов крестьянских (фермерских) хозяйств;
– согласование экономических и социальных программ развития сельских территорий с целью осуществления единой политики экономической поддержки села и защиты сельских организаций здравоохранения, школ, детских садов, домов культуры, библиотек;
– создание, модернизация и развитие инфраструктуры сельских территорий: автомобильных дорог с твердым покрытием, энергоснабжения, газоснабжения, водоснабжения.
Эти и другие действия, начиная с приведения в разумный порядок федерального и регионального законодательства, позволят сформировать производительное сельское хозяйство и приведут к возрождению российского села. Жизнь и работа на селе должны стать комфортными и привлекательными, а качество жизни должно быть сравнимо с городским. Без устойчивого развития села невозможно полноценное развитие России и ее регионов.

Развитие Севера, Сибири и Дальнего Востока
Царское правительство предпринимало эффективные шаги по развитию азиатской части России. Советская власть добивалась увеличения численности населения и развития Севера, Сибири и Дальнего Востока присущими ей тоталитарными методами. Сегодня Кремль рассматривает азиатскую часть России как колонию. Ее ресурсы варварски выкачиваются, природа разрушается, промышленность не может выйти из застоя, население сокращается, в том числе за счет переезда в европейскую часть страны. Авиабилет от Москвы до Благовещенска стоит дороже, чем до Пекина или Нью-Йорка, сеть железных дорог на востоке России практически не расширяется.
Создание Министерства по развитию Дальнего Востока и появление соответствующей госкорпорации продолжают формировать восточную политику России в интересах крупного олигархического капитала и в ущерб национальным интересам страны. Российское руководство продолжает ориентироваться исключительно на бюрократические методы решения проблем развития. Новое квазиправительство Дальнего Востока становится дополнительным бюрократическим буфером, что не укрепляет, а ослабляет связи западных и центральных регионов России с дальневосточным регионом.
Насквозь коррупционные схемы развития не благоприятствуют трудоустройству россиян, но стимулируют приток иностранной рабочей силы. Те же схемы создают условия для продажи за бесценок сибирских ресурсов за рубеж, за счет чего наживаются местные и зарубежные криминальные группировки и коррумпированные чиновники. При этом, как в случае с расширением мощностей в гидроэнергетике, наносится необратимый ущерб окружающей среде.
За последние годы значительно ухудшилось правовое положение малых коренных народов России: вместо приоритетного права на пользование исконными территориями для своей жизнедеятельности федеральными законами «Об охоте» и «О рыболовстве» введена система конкурсов и тендеров, в результате чего земли традиционного природопользования коренных общин начали стремительно переходить в руки частного бизнеса.
Проводимая сегодня хищническая колониальная политика по отношению к собственной территории и своему народу, не решая стратегической задачи развития районов Севера, Сибири и Дальнего Востока, способна в перспективе привести к их утрате и распаду России.
Мы считаем необходимым решительно пересмотреть стратегию в отношении Севера, Сибири и Дальнего Востока России, делая упор на:
– создании рабочих мест и трудоустройстве местного населения, решении жилищной проблемы (в том числе и переселении жителей «полумертвых» населенных пунктов);
– полном пересмотре бюджетной и налоговой политики с переориентацией на большую самостоятельность региона;
– усилении контроля местных и региональных властей за деятельностью филиалов и дочерних предприятий государственных компаний;
– стимулировании малого и среднего предпринимательства, использовании отечественных рабочих ресурсов, науки, промышленности, сельского, лесного и промыслового хозяйства. Россия должна использовать свои природные ресурсы в первую очередь в интересах собственных граждан, стимулировать развитие собственной, а не чужой экономики.
Необходимо уделить особое внимание развитию транспортных связей азиатской и европейской частей России, обеспечить ценовую доступность авиа- и железнодорожных билетов. Это важно для сохранения экономического, политического и культурного единства страны, а также в стратегическом отношении («никакие крепости не заменят путей сообщения»).
Большую часть доходов, получаемых за счет экспорта природных богатств Севера, Сибири и Дальнего Востока, нужно использовать на развитие этих территорий, на повышение благосостояния россиян – жителей этого региона и на программы, стимулирующие здесь рост населения.
Необходимо законодательно и фактически обеспечить приоритетный доступ общин и иных объединений коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока к охотничьим, рыбным и другим возобновляемым природным ресурсам в местах их традиционного проживания.
Пора заменить советскую идею о заселении всех, в том числе и экстремально сложных для жизни, районов Крайнего Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока на план приоритетного развития сибирских и дальневосточных территорий с наиболее благоприятными условиями для жизни человека и экономического роста.
Не создавать госкомпании «по развитию» Сибири и Дальнего Востока, а поддерживать, наполняя реальным содержанием, региональные программы развития.
Ориентировать международное сотрудничество в Сибири и на Дальнем Востоке не на выкачивание природных ресурсов из региона, а на развитие здесь высоких технологий, науки и образования.
Сделать упор на привлечение прямых зарубежных инвестиций для создания производств на территории России, которые бы давали рабочие места, передовые технологии и дополнительные средства в виде налоговых отчислений в местные бюджеты. При этом ориентироваться на основные мировые центры передовых технологий, которые на сегодняшний день в основном сконцентрированы в демократических государствах как Евросоюза, так и всего Азиатско-Тихоокеанского региона, включая США, Японию и Южную Корею.


ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО
Свободное распространение информации
Свобода общества зависит от свободы слова. Открытый обмен идеями и неограниченный доступ к информации столетиями был идеалом философов. Сегодня этот идеал стал реальностью, он функционирует, способствуя социальной стабильности и процветанию стран. Его имя – Интернет.
Сегодня Интернет предоставляет равный доступ к информации для личного совершенствования, образования, культурного развития, экономической деятельности и информированного участия в процессе демократизации для людей и сообществ во всем мире, проживающих в самых маленьких и удаленных селах и в крупнейших городах. Все могут представить свои интересы, знания и культуру в Интернете для всеобщего доступа.
За двадцать пять лет Интернет превратился в важнейший социальный институт. Интернет дает много возможностей: здесь каждый волен высказываться, творить, учиться и делиться информацией. Интернет независим: его не контролирует отдельная организация, человек или правительство. Интернет объединяет мир. Сегодня этой глобальной сетью пользуются более трех миллиардов человек – почти половина жителей Земли. В России уровень проникновения Интернета достиг 60%, им пользуются 80 миллионов наших сограждан.
Мы считаем, что свобода информации и коммуникации – гарантия здорового развития общества. Для этого необходимо освободить информационные каналы от государственной монополии, а субъекты информационного обмена – от государственной цензуры.
Мы утверждаем, что доступ к информации, знаниям и культурным ценностям должен быть свободным и повсеместным, потому что свободный обмен информацией способствует прогрессу, а свободный обмен мнениями способствует установлению консенсуса в обществе.
Мы убеждены, что человек имеет право на анонимность в Интернете.
Мы считаем необходимым:
– стимулировать передачу в публичное пользование запатентованных технологий;
– увеличить финансирование собственных научных разработок, обеспечить широкую поддержку исследовательских работ в сфере наукоемких технологий, что позволит производить наукоемкую продукцию в обход патента, путем восстановления производственных цепочек;
– реформировать систему авторского права в интересах авторов и общества, пренебрегая интересами третьих лиц;
– обеспечить неприкосновенность частной жизни;
– гарантировать свободу слова;
– стимулировать развитие высокоскоростного интернет-соединения;
– отменить уголовное преследование за преступления в сфере авторского и смежных прав.
В качестве конкретных мер мы предлагаем:
– исключить возможность внесудебного ограничения доступа к информации для органов исполнительной власти и правоохранительных органов;
– исключить при ограничении доступа к информации возможность неправомерно блокировать те интернет-ресурсы, которые напрямую не значатся в судебном решении;
– либерализовать законодательство в сфере СМИ и блогерской деятельности, для чего необходимо отменить 97-ФЗ о блогерах и организаторах распространения информации;
– юридически закрепить принцип «сетевого нейтралитета», при котором операторам связи запрещается давать приоритет одному виду трафика и одному классу сервисов перед другими, тем самым ущемляя права граждан на доступ к каким-либо сетевым услугам, службам и сервисам;
– отменить так называемый налог на болванки в размере 1% от оборота производителей и импортеров любой техники, позволяющей копировать и воспроизводить аудио- и видеозаписи. Исключить неправомерное взимание денежных средств в пользу недобросовестных владельцев авторских и смежных прав;
– придать статус общественного достояния, подразумевающий использование произведения любым лицом без каких-либо ограничений, произведениям науки, искусства и литературы, созданным по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, а также служебным произведениям (нормативным актам и другим материалам) с момента создания;
– установить статус общественного достояния в случаях, когда авторское право юридических лиц истекло к январю 1993 года. Это позволит устранить ситуацию, когда созданные за государственный счет произведения культуры советского периода стали принадлежать различным юридическим лицам, своевольно получающим доход от их использования;
– предоставить государственным и общественным библиотекам и архивам (в том числе электронным) право оцифровки материалов культурного и исторического наследия, произведенных или правомерно обнародованных до января 1993 года. Обеспечить финансирование данных работ из бюджетных и внебюджетных источников;
– сократить срок охраны исключительных авторских прав до 50 лет, что соответствует требованиям действующих международных соглашений;
– создать публичный реестр авторских прав на произведения, что даст возможность любому гражданину установить факт наличия или отсутствия исключительных прав на произведение. Такая практика позволит свести к минимуму невольные нарушения авторских прав;
– ограничить практику возбуждения уголовных дел по фактам нарушения авторских прав без учета мнения потерпевшего и внести этот состав в категорию дел частно-публичного обвинения;
– снять запрет на свободное фотографирование и распространение изображений защищенных авторским правом объектов, находящихся в общественном месте, для некоммерческого использования;
– запретить практику управления правами и сбора вознаграждений со стороны обществ по коллективному управлению авторскими правами для тех правообладателей, с которыми у таких обществ не заключены договоры;
– установить, что общества по коллективному управлению авторскими правами не могут претендовать на сборы отчислений за использование произведений, выпущенных под свободной лицензией;
– снять ограничения и не допустить принятия новых законов, вводящих ограничения на пользование средствами, обеспечивающими анонимность интернет-серфинга;
– содействовать развитию государственных и общественных систем по борьбе с недобросовестным заимствованием в научных работах и произведениях искусства и литературы, размещенных в Интернете;
– стимулировать развитие науки путем создания электронного банка данных научных публикаций и исследований, начиная с магистерских диссертаций, со свободным доступом к нему;
– декриминализовать использование криптовалют, ввести понятия криптовалюты и blockchain в правовое поле Российской Федерации;
– снять ограничения на использование устройств с технологией аппаратного шифрования.

Экологически чистые источники энергии
Современная энергетика должна базироваться на передовых экологически чистых и экономически эффективных технологиях. Источники энергии не должны нарабатывать опасные отходы, сбрасывать и выбрасывать вредные для людей и окружающей среды вещества. В современном мире интенсивно развиваются возобновляемые источники энергии (ВИЭ), которые относятся к категории «чистых». Генерация энергии на основе возобновляемых источников – солнца, ветра, геотермальных источников, океанских волн, биомассы, воды (если это не сопряжено со строительством больших плотин) и других – становится доступной и способной экономически конкурировать с традиционными источниками энергии – углем, нефтью, газом и атомом.
Статистика ввода новых мощностей в энергетике в таких странах, как Китай, Германия, Япония, США, свидетельствует, что возобновляемая энергетика вышла из категории «альтернативной».
В Евросоюзе за последние два года на ВИЭ приходилось 100% чистого прироста мощностей, в США в 2015 году доля солнечных и ветряных электростанций в новой генерации составила около 70%. По итогам 2015 года доля ВИЭ в энергетике Германии достигла 32,5%. Индия до 2022 года намерена построить 100 ГВт фотоэлектрических мощностей. Внушительная программа развития ВИЭ принята в Иране. Все больше стран на всех континентах осознают необходимость перехода на экологически чистые источники энергии.
На начало 2016 года общая установленная мощность ветряных электростанций в мире достигла 432 ГВт, что превышает суммарную мощность атомной энергетики. Установленная мощность солнечных электростанций в мире на сегодняшний день составляет 230 ГВт, а к 2020 году, по консервативным оценкам, достигнет 600 ГВт.
Себестоимость производства электроэнергии на основе ВИЭ снижается с каждым годом и на сегодняшний день может успешно конкурировать с ископаемым топливом и атомной энергетикой. Ветроэнергетика и солнечная энергетика промышленного масштаба уже стали самыми экономичными способами производства электричества. Среди традиционных источников с ними может конкурировать только комбинированная газовая генерация. Оценка средней стоимости производства энергии за все время эксплуатации установки без учета субсидий в ветроэнергетике составила $32-77/МВт-ч, в большой солнечной энергетике – $50-70, в парогазовой генерации – $52-78, для газотурбинных электростанций – $68-101, а для атомной энергетики – $97-136. Развитие современных технологий способствует тому, что удельные капитальные затраты в ветряной и солнечной энергетике будут падать и в будущем, что приведет к снижению стоимости электроэнергии.
На сегодняшний день Россия существенно отстает от других стран по уровню развития альтернативной энергетики. Доля альтернативной энергетики в энергобалансе страны не превышает 1%. Тем не менее потенциал для развития ВИЭ есть практически в каждом регионе. Технический потенциал ВИЭ в России в несколько раз превышает потребности страны в энергоресурсах. Разнообразие климата России с регионами, где солнечных дней в году более 300, где дуют сильные ветры, работают морские приливы и отливы, где нецелесообразно прокладывать и обслуживать протяженные коммунальные транспортные магистрали, позволяет организовывать современную жизнь человека с применением экологически чистых источников энергии везде. Причем много дешевле, особенно вне городов и в отдаленных местностях, чем существующими методами, технологиями и мерами.
Мы наблюдаем полное отсутствие внятной стратегии развития экологически чистой энергетики в России. Сознательный отказ от ВИЭ навсегда лишает нашу страну конкурентных преимуществ в энергетической сфере.
Предлагаемые меры по стимулированию развития чистой энергетики:
– разработать программу государственного финансирования научных разработок и создания пилотных проектов в области чистой энергетики;
– субсидировать из федерального бюджета строительство объектов генерации на основе ВИЭ в удаленных от массовой застройки районах, не подключенных к единой энергосистеме, создавать для таких проектов благоприятные экономические и организационные условия;
– разработать программу создания инновационных технологий производства чистой электроэнергии на основе использования отходов сельскохозяйственного производства и деревообработки, предусмотреть государственное софинансирование проектов, направленных на внедрение этих технологий;
– облегчить процедуру технологического присоединения электростанций на базе ВИЭ к единой энергетической системе;
– установить налоговые льготы для объектов генерации на основе ВИЭ и предприятий по производству оборудования для энергетических установок на основе ВИЭ и одновременно с этим снять налоговые льготы на добычу углеводородов; подготовить комплекс мер по поддержке физических и юридических лиц, использующих альтернативные источники энергии;
– гарантировать поставщикам электроэнергии на основе ВИЭ долгосрочные экономически обоснованные тарифы на электроэнергию;
– при заключении договоров на поставку мощности на оптовом рынке электроэнергии брать за основу не расчетную мощность установки, а среднегодовую фактическую мощность;
– обнулить пошлины на импорт оборудования для энергетических установок на базе ВИЭ.

Развитие космонавтики
Орбитальные космические группировки и обеспечивающая их работу наземная инфраструктура стали для многих государств неотъемлемыми компонентами функционирования практически всех отраслей науки, производства, обеспечения безопасности, финансово-хозяйственной деятельности, распределения информационных потоков, потребления.
Россия пока еще сохраняет свои позиции в развитии и использовании космического пространства, однако значительно уступает США по общему составу орбитальной группировки и объему решаемых задач, в том числе по разведке, связи, мониторингу земной и водной поверхности, метеонаблюдениям и по другим направлениям. По составу орбитальной группировки Россию догнал Китай.
Как следствие недостаточного финансирования, коррупции, снижения качества управления и кадровых ресурсов резко выросла аварийность при запусках ракет-носителей, выводе космических аппаратов на орбиту и их функционировании в заложенные сроки. Практически неработоспособными стали космические эшелоны Системы предупреждения о ракетном нападении. Сроки активной работы наших космических аппаратов военного, гражданского и двойного назначения заметно уступают американским и европейским. Последнее приводит к более частым запускам ракет-носителей с полезной нагрузкой и соответствующим дополнительным расходам. По затратам на запуски в космос Россия – один из лидеров (около 14% мировых расходов), но по доходам – на периферии (1,5-1,6%).
Пока что сохраняются конкурентные преимущества России по стоимости доставки полезной нагрузки на низкие орбиты – в полтора-два раза ниже в расчете на один килограмм по сравнению с США и Европой. Однако это преимущество постепенно тает из-за активной деятельности частных зарубежных компаний. Частные космические корабли успешно долетают до цели, доставляют грузы по заказу правительств и корпораций и возвращаются обратно (Dragon). Уже сегодня полеты на Falcon от SpaceX стали дешевле французских «Арианов» и российских «Протонов». Состоялась успешная посадка первой ступени ракеты-носителя Falcon 9, что позволяет экономить на дорогостоящих разгонных двигателях и снижать стоимость космических запусков. В середине 2017 года первые астронавты отправятся в космос на частном корабле Dragon V2 производства SpaceX, что сможет обеспечить самостоятельность пилотируемой программы США. Уже в ближайшие годы планируется запуск первой частной миссии на Луну и посадочного аппарата на Марс.
В условиях конфронтационных отношений с Западом приоритетом бюджетного финансирования в государстве в развитии космической деятельности будут оставаться военные задачи в ущерб народно-хозяйственным. В настоящее время в этой сфере существуют заметные бреши. Создание Единой космической системы для выполнения функций предупреждения о ракетном нападении, связи и боевого управления обоснованно, но реализация этого плана сталкивается с проблемами финансирования, импортозамещения, квалификации кадров и другими. В частности, создание собственной элементной базы затягивается, замена ее на отечественную приводит к увеличению сроков разработок и массы космических аппаратов и трудностям с выводом их на требуемые орбиты.
Еще больше проблем с обеспечением деятельности в космосе в интересах науки и решением гражданских задач. Развитие космонавтики происходит только в области освоения низких орбит – спутников связи и навигации, зондирования Земли, раннего предупреждения о ракетном нападении, пилотируемых полетов на МКС.
Однако вероятное развитие пилотируемой космонавтики в других странах (в перспективе до 2025 года – Индия, Европа и Япония), появление новых космических держав (Республика Корея – 2013 год, Иран – 2009 год, Бразилия – 2018 год), активное развитие частной космонавтики ставят под сомнение шансы России оставаться ведущей космической державой. В области межпланетных исследований ситуация обстоит хуже: исследования Солнечной системы автоматическими аппаратами не велись дальше орбиты Марса; грядущие миссии – полеты на Луну, Венеру и к астероидам – отложены с перспективой их отмены. Отставание в области освоения космоса, особенно в научных программах (у США в 10 раз больше научных межпланетных миссий), является признаком угасания России как космической державы.
К 2025 году пилотируемыми программами будут обладать шесть национальных космических агентств, еще шесть стран будут иметь самостоятельные программы на уровне автоматических станций. США, Китай и Европа в полной мере развернут свои лунные миссии. Россия, не имеющая амбициозных исследовательских планов, по насыщенности космической программы будет конкурировать только с Японией и Индией – и то до тех пор, пока индийская экономика не вырвется далеко вперед и стране не станет тесно на земной орбите.
Наличие насыщенной, научно обоснованной и перспективной космической программы объективно способствует росту национального престижа, что повышает международный вес страны и влияет на ее способность предлагать выгодные условия при формировании отношений с другими странами. Однако качественное изменение параметров космической программы возможно только при устранении причин и преодолении текущего кризиса в экономике и обществе, создании условий для развития космической программы, способствующих эффективному развитию других сфер деятельности.
Для изменения ситуации в космической отрасли необходимо:
– обеспечить открытость и прозрачность в космической деятельности (научный, общественный и парламентский контроль), честные расходы. Сделать ставку на профессионализм, талант и мудрое управление;
– привлечь частные инвестиции в космическую деятельность. Сократить перечень подлежащих лицензированию видов космической деятельности. Необходимо сохранить лицензирование только для создания, производства и модернизации пилотируемых космических кораблей и станций и их комплектующих, для запуска ракет-носителей, способных вывести в космос более одного килограмма груза, и для эксплуатации космодромов, стартовых комплексов, пусковых установок. Все остальные подвиды космической деятельности должны быть доступны для любых организаций без лицензии;
– перераспределить расходы государственного бюджета: снижение оборонных расходов даже на 3,5% приведет к удвоению расходов на космическую деятельность;
– обеспечить достойные условия труда в космической отрасли. Российская космическая промышленность – это порядка 100 предприятий и 250 тысяч сотрудников. Средняя зарплата в ГКНЦП им. Хруничева в 2015 году – 35 тысяч рублей. Отсюда низкий уровень качества производимых деталей, потеря кадрового потенциала. Одна из наиболее наукоемких и высокотехнологичных отраслей нуждается в активной деятельности. Множество предприятий зависит исключительно от космических заказов;
– развивать материально-техническую базу, поддерживать космическую науку и образование, вернуть астрономию в обязательную школьную программу. Отсутствие творческих стимулов в целом негативно отражается и на настроениях в отрасли, и на ее авторитете среди молодежи и в обществе;
– постепенно отказаться от использования токсичного ракетного топлива (гептил) и развивать проекты с использованием более экономичных, безопасных и экологических компонентов топлива – керосина и кислорода (ракета «Ангара»);
– осуществлять дальнейшие поиски экономически выгодных решений развития горизонтальных стартов (авиация) с целью вывода полезной нагрузки на околоземные орбиты;
– держать гагаринскую планку: путем лучшего управления государственными расходами и перезапуска национальной экономики утвердить новую федеральную космическую программу, предусматривающую пилотируемый полет на Луну к 2030 году, всеобъемлющее обеспечение орбитальной космической группировки для нужд страны, всемерное развитие научных проектов, в том числе и автоматических межпланетных станций;
– международная кооперация: мир на Земле и в космосе, демилитаризация космического пространства и обновление Договора о космосе 1968 года. Поиск путей сотрудничества для совместного пилотируемого полета на Марс и реализации проектов на Луне и других объектах Солнечной системы. Экономического потенциала России в любом случае недостаточно для амбициозных планов по пилотируемому освоению Марса и исследованиям дальнего космоса. Космос в принципе не может быть уделом отдельной страны, он является источником вдохновения и прогресса для всего человечества. Экономически рентабельные задачи освоения ближнего космоса (телекоммуникации, метеорология, космический туризм и т.д.) останутся в долгой перспективе полем для конкуренции космических держав и частных компаний. Крупные проекты, такие как колонизация Луны и Марса, должны выполняться всем международным сообществом. Безусловно, еще долгие годы страны будут самостоятельно запускать пилотируемые экспедиции на Луну и к астероидам (к чему должна стремиться и Россия), но более масштабные проекты (создание базы на Луне и полет на Марс) должны реализовываться всеми заинтересованными участниками космической деятельности – в первую очередь Россией, США, Европой, Китаем и Индией. Сотрудничество в космосе будет служить делу сотрудничества на Земле, созданию гармоничной системы международных отношений, обеспечению всеобщей безопасности.

Вернуться в «Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей