Обзор психоанализа, психология толмы, "chiabai.zarcrom"
Добавлено: 15 янв 2023, 05:32
Меня зовут Клаудио Дж. Чиабай, и это мой блог, который я веду. Я техник-химик, зарабатывающий на жизнь системным администратором; и я учусь в течение примерно 5 лет на факультете психоанализа, который называется факультетом психологии. Это место, где я выражаю свои сомнения, идеи и мысли о психологии и психоанализе,Сбор фактов, которые могут послужить основой, и их последовательное сопоставление требуют терпения, усердия и большой критической проницательности; но для того, чтобы рискнуть гениальной теорией, требуется мало интеллектуальных усилий: изобретательские способности всегда в умах невежественных людей.
Зигмунд Фрейд в своей книге " Психология масс и анализ личности" ставит перед собой задачу дать объяснение определенному феномену душевного подъема, который предположительно испытывает человек при участии в группе людей, или в массе. Но подход, который он использует, и некоторые его действия не перестают быть проблематичными. В этой работе мы сделаем некоторые критические замечания к этой работе. Но из-за нехватки места мы не сможем противостоять им всем. Первый вопрос, который вы можете задать Фрейду, - это его подход к социальной психологии и его небольшая дифференциация с индивидуальной психологией.
Противопоставление индивидуальной психологии и коллективной психологии, которое на первый взгляд может показаться нам глубоким, в значительной степени теряет свое значение, как только мы подвергаем его более тщательному изучению. Индивидуальная психология, безусловно, конкретизирует изолированного человека и исследует пути, с помощью которых он пытается достичь удовлетворения своих инстинктов, но лишь очень редко и при определенных исключительных условиях ему дается обходиться без отношения индивида к своим собратьям. В индивидуальной душевной жизни всегда, по сути, присутствует «другой», как модель, объект, помощник или противник, и, таким образом, индивидуальная психология одновременно и с самого начала является социальной психологией. в широком смысле, но полностью оправдано. 1
С этой точки зрения социальная психология - это не что иное, как анализ индивида в массе или группе, в отличие от анализа поведения той же массы. Таким образом, поведение массы было бы сведено к своего рода сумме поведения индивидов, составляющих ее, с точки зрения отношений, которые они могут иметь как группа. Фрейд концентрируется на отношениях, которые члены группы имеют друг с другом, и оставляет в стороне отношения, которые они могут иметь по отношению к группе или как к представителям группы. Но он делает еще один шаг вперед и представляет как наиболее важную для формирования и поддержания группы фигуру Лидера и отношения, которые члены поддерживают с ним. Это делает лидера источником притяжения и источником силы сплочения, которая удерживает группу вместе.
Мы исходили из фундаментального факта, что индивид, интегрированный в массу, испытывает под ее влиянием изменение, иногда очень глубокое, своей душевной активности. Его эмоциональность чрезвычайно усиливается, а его интеллектуальная активность, напротив, заметно ограничивается. Оба процесса имеют тенденцию уравнивать индивида с другими членами толпы, цель, которая может быть достигнута только путем подавления специфических для каждого запретов и отказа от индивидуальных и личных модальностей тенденций. 2
Отношения участников друг с другом и с этим Лидером основывались на эмоциональном возвышении личности в группе, снижая ее рассудительность. Согласно Фрейду, индивид, чтобы принадлежать к массе, должен отказаться от определенных индивидуалистических побуждений или тенденций. Это будет иметь тенденцию отказываться от своей индивидуальности в угоду группе, в угоду благополучию группы. Он больше не ведет себя, ставя свои личные интересы на первое место, если не считать того, что коммуналки будут на первом месте. Душевное состояние усиливается, оставляя интеллектуальное на втором месте.
Таким образом, наша работа будет направлена на поиск психологического объяснения психической модификации, которую влияние массы навязывает индивиду. 3
Чтобы иметь возможность объяснить такое поведение индивида в массе, Фрейд взял отношения участников друг с другом и, в первую очередь, в своем анализе взял отношения участников с лидером группы. Но это сделает лидера центром притяжения в группе, и группа будет держаться вместе под влиянием лидера. Для этой задачи я бы применил психоаналитическую концепцию, разработанную на основе наблюдений, рожденных в ходе индивидуальной терапии, а не группового анализа.
Вместо этого мы попытаемся применить к разъяснению коллективной психологии концепцию либидо 4, которая уже оказала нам такие хорошие услуги при изучении психоневрозов. [...] Таким образом, мы попытаемся принять гипотезу о том, что в сущности коллективной души существуют также любовные отношения (или, если использовать термин "коллективная душа").нейтральное выражение, привязанность).5
То, что эти отношения определяются как либидозные, делает их по сути сексуальными. Говоря об определенных отношениях как о “любви отдельного человека к самому себе и к другому, отцовской и сыновней любви, дружбе и любви к человечеству в целом”6, они представляют собой не что иное, как сексуальные влечения, которые никогда не достигают своей цели.
Наше оправдание заключается в том факте, что психоаналитические исследования научили нас, что все эти тенденции представляют собой выражение тех же инстинктивных движений, которые побуждают представителей обоих полов к сексуальному союзу; но что при других обстоятельствах они отклоняются от этой сексуальной цели или останавливаются на ее достижении, хотя и сохраняют свою сущность.достаточно, чтобы их личность оставалась узнаваемой (самоотречение, склонность к сближению).7
Напомним здесь, что психоаналитическое исследование - это исследование индивидуальной психологии с точки зрения Фрейда. В этом абзаце резюмируется позиция Фрейда, подвергшаяся критике за пансексуализм его теории. Она рассматривает все отношения и поведение человека как сексуальные в каком-то пункте 8. Таким образом, сила, удерживающая группу, или массу, вместе, была бы сексуального порядка. Это было бы сексуальное поведение. Чтобы обосновать и в то же время проиллюстрировать природу и сущность этих отношений (между членами и между членами и Лидером), Фрейд занимается анализом двух искусственных масс. Мы должны отметить, что в этом есть двоякое направление. С одной стороны, иллюстрировать то, что он считает само собой разумеющимся, например, возвышение души, а с другой стороны, оправдывать и обосновывать то, что он пытается одновременно иллюстрировать. Сначала нужно определить, что это искусственная масса.
Церковь и армия - это искусственные массы; то есть массы, на которые действует внешнее принуждение, направленное на то, чтобы уберечь их от распада и предотвратить изменения в их структуре. В общем, это не зависит от желания человека войти или не стать их частью, [...] 9
Искусственная масса поддерживается искусственной силой, которая пытается удержать группу вместе и пытается предотвратить любую ее реструктуризацию.Эти силы рождаются не из определенного естественного побуждения, а потому, что они навязаны человеку. Таким образом, Фрейд представляет искусственную массу не как рожденную из определенного стадного чувства. Что касается роли воли индивида в привязанности к группе, Фрейд, похоже, недооценивает ее. В определенных ситуациях призыв в армию является принудительным, например, в случаях диктатуры или жесткой военной политики, которая вынуждает человека соблюдать определенные сроки в рамках своих обязанностей гражданина. Несмотря на существование этой принудительной вербовки, видно, что люди записываются в армию по собственному желанию. Роль воли в этих случаях очевидна, и она не является принудительной или принуждаемой каким-либо образом; число зачисленных по собственному желанию, возможно, больше, чем в результате принудительного набора, или, во всяком случае, аналогичного. Можно даже подумать о принятии индивида перед лицом принудительной вербовки. Принудительная вербовка не обязательно является неприемлемой вербовкой, человек вполне может согласиться на ее вербовку, даже если он не тот, кто просит об этом. Также следует подумать о роли воли в дезертирстве. Индивид должен сдержать свое первоначальное обещание по собственной воле, и только когда он решает прекратить его выполнение, появляется дезертирство. Принудительные силы побуждают его оставаться в группе, но эти силы не мешают индивидууму желать дезертирства и делать это. В случае Церкви роль воли личности, возможно, намного выше, чем в случае армии. Здесь нет такого понятия, как принудительная вербовка. Каждый член Церкви принимает присягу, эквивалентную военной. Воля имеет первостепенное значение. И точно так же, как в милиции, человек остается в группе до тех пор, пока он решает соблюдать клятву, которую я даю при вступлении.
Оказавшись внутри, разделение подчиняется определенным условиям, несоблюдение которых строго карается.
Это правда, что отдаление от этих двух институтов ставит человека перед лицом какой-либо потери, будь то материальной, физической или престижной.Но это не обязательно происходит. Он может покинуть армию, например, по истечении согласованного срока службы, не понеся никаких потерь или наказаний. Кого-то можно даже уволить без позора, что указывает на уход из милиции, но не наказание за это, например, за ранения. Точно так же на церковной почве можно прибегнуть к отказу от обетов и, следовательно, к отчуждению от Церкви, без необходимости подвергаться за это какому-либо наказанию, не говоря уже о том, что за это вряд ли можно получить наказание, тем более телесное.
В Церкви - и нам будет очень выгодно принять католическую церковь за образец - и в армии царит, каковы бы ни были их различия в других аспектах, одна и та же иллюзия: иллюзия видимого или невидимого присутствия вождя (Христа в католической церкви и главнокомандующего)., в армии), который одинаково любит всех членов коллектива. От этой иллюзии зависит все, и ее исчезновение приведет к распаду Церкви или армии в той мере, в какой это позволит внешнее принуждение.11
Как мы уже говорили, Фрейд делает Лидера центром группы или массы.Это делает его центром, к которому будет стремиться вся группа. Здесь, похоже, не совсем понимают ту функциональность, которой обладает Лидер в группе. Проблема, которую представляет фрейдистский подход, заключается в том, что он дает презумпцию существования руководящего идеала и что он воплощен в фигуре Лидера. Лидер представляет то, чего хотят достичь участники. Так что, если Лидер перестанет представлять этот идеал, группа распадется, поскольку этот идеал был утерян. Это обеспечивает двигательную силу и сплоченность группы. Такой подход либо очевиден, либо недооценивает основную цель, ради которой создается группа. Лидер - это не воплощение того, чего пытается достичь группа, это тот, кто якобы ведет группу к достижению той цели, которую она желает и к которой стремится. Фигура Лидера - это средство для группы, а не самоцель. Если бы это перестало быть эффективным руководством для достижения поставленной цели, группа не обязательно распадалась, искала бы новые способы достижения цели, поэтому она искала бы нового лидера, который руководил бы группой. завершить свою цель, в случае необходимости. Таким образом, группы формируются для достижения определенной цели, которую они преследуют. Цель группы - это то, что дает ей основание. Сплоченность проявляется в приверженности индивида достижению цели группы, которая в то же время является его собственной.
То же самое происходит и в армии.Вождь - это отец, который одинаково любит всех своих солдат, вот почему они товарищи друг другу. С точки зрения структуры армия отличается от Церкви тем, что состоит из иерархии масс такого порядка: каждый капитан является главнокомандующим и отцом своей роты, и каждый унтер-офицер своей части. Церковь также представляет иерархию; но это уже не играет в ней той же экономической роли, поскольку следует предположить, что Христос знает своих верующих лучше, чем генерал своих солдат, и заботится о них больше. 12
Здесь Фрейд предполагает определенное чувство любви, не показывая этого.Это всего лишь его предположение. Он предполагает, что это так, и применяет это без лишних слов. Но мы можем критиковать здесь и другие вещи. Церковь также представляет собой иерархию, если не аналогичную иерархии армии. Можно утверждать, что в Церкви существует бесчисленное множество церковных орденов, которые кажутся автономными, но, тем не менее, все они подчиняются структуре, находящейся под властью Папы и его окружения. Кроме того, эти ордена на местном уровне подчиняются различным церковным деятелям, входящим в эту структуру, фундаментальной опорой которой является сам Папа; аналогично структуре армии, в которой главнокомандующий вооруженными силами учрежден в образе величайшего регента страны или нации. Если то, на что указывает Фрейд, применимо к армии, оно вполне может быть применимо и к Церкви.
Типичная причина возникновения паники во многом аналогична той, которую предлагает нам Нестрой в своей пародии на драму Геббеля "Юдифь и Олоферн". Раскол религиозной массы наблюдать уже труднее. Недавно у меня была возможность прочитать английский роман в католическом духе, рекомендованный епископом Лондона, "Когда стемнело", в котором, на мой взгляд, с такой ловкостью и точностью описывается такая возможность и ее последствия.13
Когда Фрейд пытается привести примеры этих беспорядков, которые могут возникнуть в результате отсутствия лидера, он не может привести конкретных исторических примеров и должен обратиться к литературе. У него нет исторических примеров, которые могли бы подтвердить его теорию. Его позиция заключается в том, что лидер мертв или исчез, группа распадется. Опять же, он переоценивает фигуру Лидера и его роль. Это заставляет Лидера казаться единственной причиной существования группы, когда он должен учитывать цель группы, которая является мотивом объединения людей в массы. Роль лидера для Фрейда функционирует как центр абстракции каждого человека. Как центр, куда стремятся люди. Фрейд игнорирует цель, которая заставляет членов группы идентифицировать себя друг с другом. Он игнорирует целенаправленные практики, которые, по его мнению, заставляют их функционировать как группа. Для Фрейда объединение членов основано на разделяемом ими влечении к Лидеру, что оставляет в стороне многие важные моменты.
Зигмунд Фрейд в своей книге " Психология масс и анализ личности" ставит перед собой задачу дать объяснение определенному феномену душевного подъема, который предположительно испытывает человек при участии в группе людей, или в массе. Но подход, который он использует, и некоторые его действия не перестают быть проблематичными. В этой работе мы сделаем некоторые критические замечания к этой работе. Но из-за нехватки места мы не сможем противостоять им всем. Первый вопрос, который вы можете задать Фрейду, - это его подход к социальной психологии и его небольшая дифференциация с индивидуальной психологией.
Противопоставление индивидуальной психологии и коллективной психологии, которое на первый взгляд может показаться нам глубоким, в значительной степени теряет свое значение, как только мы подвергаем его более тщательному изучению. Индивидуальная психология, безусловно, конкретизирует изолированного человека и исследует пути, с помощью которых он пытается достичь удовлетворения своих инстинктов, но лишь очень редко и при определенных исключительных условиях ему дается обходиться без отношения индивида к своим собратьям. В индивидуальной душевной жизни всегда, по сути, присутствует «другой», как модель, объект, помощник или противник, и, таким образом, индивидуальная психология одновременно и с самого начала является социальной психологией. в широком смысле, но полностью оправдано. 1
С этой точки зрения социальная психология - это не что иное, как анализ индивида в массе или группе, в отличие от анализа поведения той же массы. Таким образом, поведение массы было бы сведено к своего рода сумме поведения индивидов, составляющих ее, с точки зрения отношений, которые они могут иметь как группа. Фрейд концентрируется на отношениях, которые члены группы имеют друг с другом, и оставляет в стороне отношения, которые они могут иметь по отношению к группе или как к представителям группы. Но он делает еще один шаг вперед и представляет как наиболее важную для формирования и поддержания группы фигуру Лидера и отношения, которые члены поддерживают с ним. Это делает лидера источником притяжения и источником силы сплочения, которая удерживает группу вместе.
Мы исходили из фундаментального факта, что индивид, интегрированный в массу, испытывает под ее влиянием изменение, иногда очень глубокое, своей душевной активности. Его эмоциональность чрезвычайно усиливается, а его интеллектуальная активность, напротив, заметно ограничивается. Оба процесса имеют тенденцию уравнивать индивида с другими членами толпы, цель, которая может быть достигнута только путем подавления специфических для каждого запретов и отказа от индивидуальных и личных модальностей тенденций. 2
Отношения участников друг с другом и с этим Лидером основывались на эмоциональном возвышении личности в группе, снижая ее рассудительность. Согласно Фрейду, индивид, чтобы принадлежать к массе, должен отказаться от определенных индивидуалистических побуждений или тенденций. Это будет иметь тенденцию отказываться от своей индивидуальности в угоду группе, в угоду благополучию группы. Он больше не ведет себя, ставя свои личные интересы на первое место, если не считать того, что коммуналки будут на первом месте. Душевное состояние усиливается, оставляя интеллектуальное на втором месте.
Таким образом, наша работа будет направлена на поиск психологического объяснения психической модификации, которую влияние массы навязывает индивиду. 3
Чтобы иметь возможность объяснить такое поведение индивида в массе, Фрейд взял отношения участников друг с другом и, в первую очередь, в своем анализе взял отношения участников с лидером группы. Но это сделает лидера центром притяжения в группе, и группа будет держаться вместе под влиянием лидера. Для этой задачи я бы применил психоаналитическую концепцию, разработанную на основе наблюдений, рожденных в ходе индивидуальной терапии, а не группового анализа.
Вместо этого мы попытаемся применить к разъяснению коллективной психологии концепцию либидо 4, которая уже оказала нам такие хорошие услуги при изучении психоневрозов. [...] Таким образом, мы попытаемся принять гипотезу о том, что в сущности коллективной души существуют также любовные отношения (или, если использовать термин "коллективная душа").нейтральное выражение, привязанность).5
То, что эти отношения определяются как либидозные, делает их по сути сексуальными. Говоря об определенных отношениях как о “любви отдельного человека к самому себе и к другому, отцовской и сыновней любви, дружбе и любви к человечеству в целом”6, они представляют собой не что иное, как сексуальные влечения, которые никогда не достигают своей цели.
Наше оправдание заключается в том факте, что психоаналитические исследования научили нас, что все эти тенденции представляют собой выражение тех же инстинктивных движений, которые побуждают представителей обоих полов к сексуальному союзу; но что при других обстоятельствах они отклоняются от этой сексуальной цели или останавливаются на ее достижении, хотя и сохраняют свою сущность.достаточно, чтобы их личность оставалась узнаваемой (самоотречение, склонность к сближению).7
Напомним здесь, что психоаналитическое исследование - это исследование индивидуальной психологии с точки зрения Фрейда. В этом абзаце резюмируется позиция Фрейда, подвергшаяся критике за пансексуализм его теории. Она рассматривает все отношения и поведение человека как сексуальные в каком-то пункте 8. Таким образом, сила, удерживающая группу, или массу, вместе, была бы сексуального порядка. Это было бы сексуальное поведение. Чтобы обосновать и в то же время проиллюстрировать природу и сущность этих отношений (между членами и между членами и Лидером), Фрейд занимается анализом двух искусственных масс. Мы должны отметить, что в этом есть двоякое направление. С одной стороны, иллюстрировать то, что он считает само собой разумеющимся, например, возвышение души, а с другой стороны, оправдывать и обосновывать то, что он пытается одновременно иллюстрировать. Сначала нужно определить, что это искусственная масса.
Церковь и армия - это искусственные массы; то есть массы, на которые действует внешнее принуждение, направленное на то, чтобы уберечь их от распада и предотвратить изменения в их структуре. В общем, это не зависит от желания человека войти или не стать их частью, [...] 9
Искусственная масса поддерживается искусственной силой, которая пытается удержать группу вместе и пытается предотвратить любую ее реструктуризацию.Эти силы рождаются не из определенного естественного побуждения, а потому, что они навязаны человеку. Таким образом, Фрейд представляет искусственную массу не как рожденную из определенного стадного чувства. Что касается роли воли индивида в привязанности к группе, Фрейд, похоже, недооценивает ее. В определенных ситуациях призыв в армию является принудительным, например, в случаях диктатуры или жесткой военной политики, которая вынуждает человека соблюдать определенные сроки в рамках своих обязанностей гражданина. Несмотря на существование этой принудительной вербовки, видно, что люди записываются в армию по собственному желанию. Роль воли в этих случаях очевидна, и она не является принудительной или принуждаемой каким-либо образом; число зачисленных по собственному желанию, возможно, больше, чем в результате принудительного набора, или, во всяком случае, аналогичного. Можно даже подумать о принятии индивида перед лицом принудительной вербовки. Принудительная вербовка не обязательно является неприемлемой вербовкой, человек вполне может согласиться на ее вербовку, даже если он не тот, кто просит об этом. Также следует подумать о роли воли в дезертирстве. Индивид должен сдержать свое первоначальное обещание по собственной воле, и только когда он решает прекратить его выполнение, появляется дезертирство. Принудительные силы побуждают его оставаться в группе, но эти силы не мешают индивидууму желать дезертирства и делать это. В случае Церкви роль воли личности, возможно, намного выше, чем в случае армии. Здесь нет такого понятия, как принудительная вербовка. Каждый член Церкви принимает присягу, эквивалентную военной. Воля имеет первостепенное значение. И точно так же, как в милиции, человек остается в группе до тех пор, пока он решает соблюдать клятву, которую я даю при вступлении.
Оказавшись внутри, разделение подчиняется определенным условиям, несоблюдение которых строго карается.
Это правда, что отдаление от этих двух институтов ставит человека перед лицом какой-либо потери, будь то материальной, физической или престижной.Но это не обязательно происходит. Он может покинуть армию, например, по истечении согласованного срока службы, не понеся никаких потерь или наказаний. Кого-то можно даже уволить без позора, что указывает на уход из милиции, но не наказание за это, например, за ранения. Точно так же на церковной почве можно прибегнуть к отказу от обетов и, следовательно, к отчуждению от Церкви, без необходимости подвергаться за это какому-либо наказанию, не говоря уже о том, что за это вряд ли можно получить наказание, тем более телесное.
В Церкви - и нам будет очень выгодно принять католическую церковь за образец - и в армии царит, каковы бы ни были их различия в других аспектах, одна и та же иллюзия: иллюзия видимого или невидимого присутствия вождя (Христа в католической церкви и главнокомандующего)., в армии), который одинаково любит всех членов коллектива. От этой иллюзии зависит все, и ее исчезновение приведет к распаду Церкви или армии в той мере, в какой это позволит внешнее принуждение.11
Как мы уже говорили, Фрейд делает Лидера центром группы или массы.Это делает его центром, к которому будет стремиться вся группа. Здесь, похоже, не совсем понимают ту функциональность, которой обладает Лидер в группе. Проблема, которую представляет фрейдистский подход, заключается в том, что он дает презумпцию существования руководящего идеала и что он воплощен в фигуре Лидера. Лидер представляет то, чего хотят достичь участники. Так что, если Лидер перестанет представлять этот идеал, группа распадется, поскольку этот идеал был утерян. Это обеспечивает двигательную силу и сплоченность группы. Такой подход либо очевиден, либо недооценивает основную цель, ради которой создается группа. Лидер - это не воплощение того, чего пытается достичь группа, это тот, кто якобы ведет группу к достижению той цели, которую она желает и к которой стремится. Фигура Лидера - это средство для группы, а не самоцель. Если бы это перестало быть эффективным руководством для достижения поставленной цели, группа не обязательно распадалась, искала бы новые способы достижения цели, поэтому она искала бы нового лидера, который руководил бы группой. завершить свою цель, в случае необходимости. Таким образом, группы формируются для достижения определенной цели, которую они преследуют. Цель группы - это то, что дает ей основание. Сплоченность проявляется в приверженности индивида достижению цели группы, которая в то же время является его собственной.
То же самое происходит и в армии.Вождь - это отец, который одинаково любит всех своих солдат, вот почему они товарищи друг другу. С точки зрения структуры армия отличается от Церкви тем, что состоит из иерархии масс такого порядка: каждый капитан является главнокомандующим и отцом своей роты, и каждый унтер-офицер своей части. Церковь также представляет иерархию; но это уже не играет в ней той же экономической роли, поскольку следует предположить, что Христос знает своих верующих лучше, чем генерал своих солдат, и заботится о них больше. 12
Здесь Фрейд предполагает определенное чувство любви, не показывая этого.Это всего лишь его предположение. Он предполагает, что это так, и применяет это без лишних слов. Но мы можем критиковать здесь и другие вещи. Церковь также представляет собой иерархию, если не аналогичную иерархии армии. Можно утверждать, что в Церкви существует бесчисленное множество церковных орденов, которые кажутся автономными, но, тем не менее, все они подчиняются структуре, находящейся под властью Папы и его окружения. Кроме того, эти ордена на местном уровне подчиняются различным церковным деятелям, входящим в эту структуру, фундаментальной опорой которой является сам Папа; аналогично структуре армии, в которой главнокомандующий вооруженными силами учрежден в образе величайшего регента страны или нации. Если то, на что указывает Фрейд, применимо к армии, оно вполне может быть применимо и к Церкви.
Типичная причина возникновения паники во многом аналогична той, которую предлагает нам Нестрой в своей пародии на драму Геббеля "Юдифь и Олоферн". Раскол религиозной массы наблюдать уже труднее. Недавно у меня была возможность прочитать английский роман в католическом духе, рекомендованный епископом Лондона, "Когда стемнело", в котором, на мой взгляд, с такой ловкостью и точностью описывается такая возможность и ее последствия.13
Когда Фрейд пытается привести примеры этих беспорядков, которые могут возникнуть в результате отсутствия лидера, он не может привести конкретных исторических примеров и должен обратиться к литературе. У него нет исторических примеров, которые могли бы подтвердить его теорию. Его позиция заключается в том, что лидер мертв или исчез, группа распадется. Опять же, он переоценивает фигуру Лидера и его роль. Это заставляет Лидера казаться единственной причиной существования группы, когда он должен учитывать цель группы, которая является мотивом объединения людей в массы. Роль лидера для Фрейда функционирует как центр абстракции каждого человека. Как центр, куда стремятся люди. Фрейд игнорирует цель, которая заставляет членов группы идентифицировать себя друг с другом. Он игнорирует целенаправленные практики, которые, по его мнению, заставляют их функционировать как группа. Для Фрейда объединение членов основано на разделяемом ими влечении к Лидеру, что оставляет в стороне многие важные моменты.