Страница 1 из 1

Тайна мумий фараонов раскрыта

Добавлено: 04 фев 2023, 15:13
admin_
Технологию мумификации описывают многие древнеегипетские источники. Но что представляли собой некоторые компоненты бальзамирующих материалов, оставалось неясным: предположения об этом специалисты строили на основе филологического анализа. Недавно у археологов появилась возможность проверить догадки.
Международная группа ученых под руководством Максима Ражо из Тюбингенского университета (Германия) исследовала сосуды, обнаруженные в некрополе Саккара, погребальном комплексе древнеегипетской столицы — Мемфиса. Находки относятся к 26-й династии, 664-525 годам до нашей эры.
Как оказалось, более чем на сотне керамических кувшинов, мерных чаш и мисок есть подписи. Одни — своего рода инструкция ("положить ему на голову" или "бальзамировать этим"), другие — собственно названия веществ (например, "сефет" или "антиу").
С помощью газовой хроматографии и масс-спектрометрии специалисты определили ингредиенты бальзамирующих материалов на дне 31 сосуда. Результаты удивили. Так, выяснилось, что антиу, название которого долгое время переводили как "мирра" или "ладан", — на самом деле смесь животного жира со смолами и маслами кедра, можжевельника или кипариса.
Сефет — одно из "семи священных масел" — использовали в том числе для ритуала отверзения уст: рот мумии открывали, чтобы в загробном мире она могла дышать и говорить. Состав ингредиента в египтологии обычно описывали как "неидентифицированное масло".
Однако новое исследование показало, что и его готовили на основе животного жира с добавлением растительного компонента из можжевельника или кипариса. Впрочем, в другом сосуде к жиру было добавлено масло элеми — цитрусового растения. Ученые предполагают, что рецепт допускал разные варианты и к тому же менялся со временем.
Глобальная экономика мумификации
Как выяснила группа Ражо, древнеегипетская индустрия мумификации полностью зависела от импорта — большинство веществ, применявшихся в мастерской в ​​Саккаре, привозили издалека.
Происхождение отдельных ингредиентов свидетельствует о почти глобальной торговой сети.
Рецепт бальзамирования в Древнем Египте усложнили и диверсифицировали примерно после тысячного года до нашей эры — именно тогда активно развивалась торговля между разными частями ойкумены.
Битум, обнаруженный в Саккаре — скорее всего, из района Мертвого моря. Его импортировали в Древний Египет специально для мумификации.
Фисташковые и оливковые деревья, кедр, можжевельник и кипарис, дающие смолу и масло, тоже не растут в Египте. Вероятно, вещества привозили из Леванта.
Хотя интенсивные торговые контакты и межкультурные обмены Средиземноморского бассейна хорошо задокументированы, мастерская в Саккаре предоставляет дополнительные доказательства существования сетей, связывающих этот макрорегион с такими удаленными территориями, как Юго-Восточная Азия.
Это особенно верно для смол — эндемиков тропических лесов. Виды древесных растений рода Canarium, производящие масло элеми, распространены как в азиатских, так и в африканских лесах южнее Сахары. А вот смола даммар, тоже найденная в саккарских сосудах, — продукт переработки деревьев семейства Dipterocarpaceae, которые растут исключительно в азиатских тропических лесах. По мнению ученых, это косвенно свидетельствует о том, что и элеми, и даммар попали в Египет из Юго-Восточной Азии.
Природный битум из Мертвого моря - РИА Новости, 1920, 03.02.2023
Примечательно, что предыдущие работы тоже указывали на неожиданные торговые связи древнего мира. В статье 2020 года другой группы немецких ученых исследовался зубной камень жителей Южного Леванта, умерших во втором тысячелетии до нашей эры. Состав отвердевшего налета показал, что обитатели региона питались не только растущими там злаками, кунжутом и финиками, но и экзотическими бананами, соевыми бобами и куркумой, которые в то время могли быть получены только из Южной Азии.
"Это заставляет нас переосмыслить сложность и интенсивность индо-средиземноморской торговли в эпоху бронзы, а также степень глобализации ранней восточносредиземноморской кухни", — отмечали авторы работы.
Древнейшая мумия
На дне 15-метровой шахты рядом со ступенчатой пирамидой Джосера в Саккаре нашли, как заявляется, "древнейшую" мумию из всех ранее обнаруженных. Возраст останков человека по имени Гекашепес оценивают примерно в 4300 лет. Руководитель группы археологов Захи Хавасс характеризует находку как "красивую мумию человека, полностью покрытую слоями золота".
Кроме того, в начале года опубликовали результаты томографического исследования 2300-летней мумии "золотого мальчика", хранившейся в музее с 1916-го. Покойного похоронили с 49 полудрагоценными камнями — защитными амулетами.
Богатые склепы часто грабили, однако этот не пострадал от расхитителей гробниц — случай уникальный. Теперь ученые смогут лучше понять, как бальзамировщики помещали на тело амулеты, чтобы защитить мертвых.
Мужская фигура в горельефе - РИА Новости, 1920, 01.01.2023
Кроме того, в Луксоре обнаружили древнюю царскую усыпальницу. По-видимому, она принадлежит 18-й династии фараонов Египта, которая существовала в 1550-1292 годы до нашей эры.
Но самой интересной находкой месяца в этом районе стал целый ранее неизвестный город, правда, не настолько старый. Руины жилых зданий, двух башен для почтовых птиц, мастерских по работе с металлом относятся к II-III векам нашей эры, то есть к древнеримскому периоду.
Как отмечает Bloomberg, столько открытий археологи сделали потому, что правительство Египта активизировало раскопки. Так власти пытаются возродить туристический сектор, который сильно зависит от древних сокровищ страны.
Мумификация в Древнем Египте — искусство бальзамирования (предохранения трупов от разложения и гниения посредством пропитывания их противогнилостными веществами[1][2] ), известное с древнейших времён[3]. Так как ежегодное разлитие Нила держало в течение двух месяцев поверхность земли под водой, поэтому египтяне изобрели самые лучшие способы для предохранения тел умерших от гниения[3]. У древних египтян все трупы людей и даже многие животные подвергались бальзамированию[4] . Египетский метод был описан Диодором. Существовало много способов бальзамирования трупов.[4]

Бальзамирование употреблялось по верованиям египтян с целью сохранить тело усопшего, как последнее жилище души, после того как душа совершила многоразовые переселения из одного живого тела в другое. Лица бальзамировавшие, или врачи, считались священными лицами[3]. Они обитали в некрополях[2].

Самый совершенный метод состоял в опорожнении полости черепа с замещением мозга ароматическими веществами, в удалении всех внутренностей, пропитывании их ароматическими веществами и наполнении брюшной полости пахучими смолами или асфальтом (природным битумом)[4]. Затем производилось вымачивание всего трупа в растворах натриевых солей и, наконец, заворачивание его в непроницаемые для воздуха и ароматизированные ткани[4]. Процесс бальзамирования продолжался от 30 до 70 дней, а по свидетельству Священного Писания (Быт. 50:3) врачи употребляли для бальзамирования 40 дней[3].
Анубис
Набальзамированное тело обычно помещали в гробницу-саркофаг в виде человеческой фигуры[2] из сикоморового дерева (библейская смоковница; инжир) или из камня[3]. На саркофаге очень часто изображалось лицо усопшего; он ставился вертикально у стены дома и в таком положении оставался в течение многих лет. Затем уже мумии переносились в подземелья или скалистые пещеры (гроты), где их часто находили по прошествии 2-3 тысячи лет в состоянии полной сохранности.[3]

Бальзамирование, одевание и закутывание мёртвых находились под покровительством Анубиса, он охранял могилы и оберегал мумии, провожал души умерших в подземный мир Аменти и ходатайствовал о милостивом для них приговоре на посмертном судилище. Изображали этого бога или в виде шакала, или в виде человека с головой шакала; древние греки и римляне, смешивая шакала с собакой, называли Анубиса богом с собачьей или волчьей головой.[5]

К началу XX века главными источниками сведений о принятом у египтян бальзамировании являлись Геродот (II, 85) и Диодор (I, 91)[2].
ЕЭБЕ приводит выдержку из одного папируса: «Царь приказал отвезти Пташферха в хорошее жилище (некрополь) до 16-го дня, украшать его до 35-го дня, бальзамировать до 70-го дня; затем его похоронили в склепе»[2].

Способы мумификации
Когда кто-нибудь умирал, родственники приносили его труп к бальзамировщикам, которые составляли особенный цех, имели пребывание в некрополе (левый берег Нила) и, как видно из других (греческих и коптских) источников, далеко не мирно уживались друг с другом. Они делились на три класса[2]:

1) парашисты, или парахиты, парасхиты[6] (делали надрезы на мягких частях трупа);
2) тарихевты (бальзамировали);
3) калхиты, или колхиты[7] (руководили религиозными церемониями при погребении),
причём каждый из этих классов занимался своим делом на правах монополии. К ним присоединялись многочисленные ремесленники, напр. столяры, ткачи бинтов, каменотёсы и др., которые все жили в некрополях. Согласно Геродоту, бальзамировщики показывали родственникам три разные модели мумий из дерева, за изготовление которых они требовали различные цены. Когда модель была выбрана, а цена установлена, они приступали к работе.[2]

Обычный способ (ценой в талант серебра)

Канопы в музее Хильдесхайма
Умершего обыкновенно вскрывали таким образом: острым крючком[2] извлекали мозг из головы через ноздри, а внутренности чрева извлекали через отверстие в левом боку, сделанное кремнёвым ножом[2]; потом очищенную внутренность вымывали пальмовым вином, наполняли благовонными веществами (миррой, касией и др.) и затем укладывали всё тело в селитру на 70 дней. По прошествии этого времени тело (иначе мумию) заворачивали в самые тонкие льняные ткани или в виссонные повязки, покрытые обычно аравийской камедью; наконец тело помещалось в деревянную форму и устанавливалось в вертикальном положении в погребальнице. По Геродоту, это был самый дорогой способ бальзамирования, стоивший около таланта (~54 мины) серебра.[3]

Внутренности знатных особ помещались в отдельный сосуд и бросались в реку или — в особом сосуде «канопа» — возлагались при трупе[3]. Крышки четырёх каноп представляли собой головы гениев смерти (человек, шакал, ястреб и обезьяна)[2].

Утверждение Геродота, что мозг извлекался из черепа острым крючком через нос, подтвердилось исследованием профессора Чершона, нашедшего в пражских мумиях решётчатую кость совершенно разрушенной. На животе всех мумий с левой стороны так называемой белой линии ясно виден след разреза, о котором повествует Диодор.[2]

Другой способ (ценой в 20 мин)
При другом способе, стоившем около 20 мин, внутренности из тела умершего не вынимались, но в желудок вводилось значительное количество кедрового масла, и тело на определённое время клалось в селитру[3] (в ямчугу или емчугу — на языке XVI века[8][9]). К внутренностям присоединяли фигурки гениев смерти (человек, шакал, ястреб и обезьяна). В мумии христианского времени вместо этих фигур вкладывали медико-магические амулеты с именами архангелов[2].

Дешёвый способ
Самый дешёвый способ бальзамирования, употребляемый исключительно бедными, состоял в том, что внутренности вымывались в настое александрийского листа (лат. Folium Sennae; кассия остролистная) и кассии (из коры коричника китайского?) затем тело укладывали на некоторое время в селитру[3]. Более чем 70 дней оставлять его там было запрещено[2]. По данным Диодора, выщелачивание продолжалось только 30 дней[2].

Сохранность
По надписям на мумиях можно почти с точностью определить, к какому времени они относятся; заметно, что мумии древнеегипетского мемфисского царства до эпохи вторжения гиксосов сохранились далеко не так хорошо, как мумии эпохи 18-й фивской династии[2]:

первые — черны, как уголь, кожа и мышцы под ней совершенно высохли, и вся мумия плохо окутана бинтами;
у мумий позднейшего происхождения кожа сохранила почти свой нормальный (желтовато-блестящий) цвет; черты лица не изменены, причем некоторые части тела покрыты позолотой, ногти окрашены особой краской, а весь труп обернут бинтами в десятки метров длины, и эти покрытые надписями бинты наложены с таким искусством, что приводили в удивление хирургов XIX века.[2]
От эпохи владычества гиксосов (XV династия) в Египте мумий вовсе не сохранилось[2].

В Библии
Библия рассказывает, что патриарх Иаков (Яков), равно как и его сын Иосиф, раньше чем быть погребёнными в Палестине, подверглись бальзамированию в Египте[2]. И авторы БЭАН заключают: «Евреи заимствовали бальзамирование от египтян»[3]:

«И повелел Иосиф слугам своим — врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля. И исполнилось ему сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его Египтяне семьдесят дней» (Быт. 50:2, 3);
«И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте» (Быт. 50:26).
Кроме этих двух случаев бальзамирования тел двух патриархов Иакова и Иосифа, из Священного Писания не видно, чтобы бальзамирование употреблялось у евреев когда-либо в том виде, как у египтян. Приготовляли умерших к погребению, употребляя благовония, искусственные масти (2Пар. 16:14), обвиваяи тело пеленами и умащая его ароматами (Иоан. 19:40).[3]

Авторы ЕЭБЕ уточняют: заимствовали ли евреи от египтян обычай бальзамировать покойников, прямых указаний в Библии не имеется. Известно лишь, что в I веке нашей эры у евреев был обычай окутывать знатных покойников длинными бинтами, пропитанными разными благовонными смолами (Иоан. 19:40). Известно также, что трупы особенно чтимых лиц евреи бальзамировали иногда таким образом, что клали их на продолжительное время в мёд.[2]