Предвыборная программа часть 2

admin_
Site Admin
Сообщения: 1290
Зарегистрирован: 28 ноя 2018, 04:35

Предвыборная программа часть 2

Непрочитанное сообщение admin_ »

Культура и искусство
Важнейшей задачей государственной политики в сфере культуры и искусства должно быть максимально широкое вовлечение граждан (прежде всего – детей, подростков и молодежи) в культурную и творческую жизнь. Это означает переход от поддержки «придворных» звезд (культурной и творческой «олигархии») и их проектов к созданию правдивых и по-настоящему глубоких связей между культурой России и повседневным существованием миллионов людей в разных уголках огромной страны, их образом жизни и ее смыслом. Конечная цель такой культурной политики определена еще А.С. Пушкиным:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Цель государственной политики в этом направлении – гуманизация отношений между людьми, развитие (особенно у подрастающего поколения) способности к состраданию и пониманию другого человека. На этой основе – доброты отдельных людей, их неравнодушия, способности к сочувствию – и рождается настоящее, прочное единство народа.
Еще одна ключевая задача – это обеспечение свободы искусства, в том числе от вмешательства невежественных чиновников и политиков, присваивающих себе право вещать от имени государства и общества. Речь может идти о прокате фильма, постановке оперного спектакля или вмешательстве в процесс присвоения профессиональных премий. От вкусов отдельных людей не должно зависеть художественное разнообразие. Разные направления искусства имеют право спокойно развиваться, а каждый гражданин вправе свободно выбирать наиболее интересное лично ему в многообразии культурной и творческой жизни страны.
По-настоящему реализовать эту свободу можно, только если для этого созданы необходимые условия. Важно обеспечить территориальную и ценовую доступность культурной жизни для всех россиян, достойный уровень жизни для всех сотрудников отрасли. Поэтому культуру и искусство необходимо включить в число важнейших направлений бюджетной политики.
Однако мы считаем правильным не просто поддержать культурное развитие России деньгами, но и пересмотреть место и роль культуры и искусства в экономике страны. Творческая деятельность – это богатейший ресурс развития. Мировая практика показывает, что культура и искусство напрямую влияют на уровень человеческого капитала и на правила жизни людей. Более того, культурная и творческая активность повышает привлекательность региона или города, меняет его образ к лучшему – и тем самым способствует притоку инвестиций, изменению структуры экономики, созданию квалифицированных рабочих мест, росту малого и среднего бизнеса (например, через рост туризма). Поэтому на всех уровнях необходимо перейти от нынешних устаревших и неверных подходов (восприятия музеев, концертных залов, театров, библиотек как развлечения, идеологического оружия или бюджетной обузы) к пониманию значения культуры и искусства как ресурса социального и экономического развития.
Мы будем добиваться:
– отставки руководства Министерства культуры РФ и назначения людей, для которых дело чести – защита свободы творчества и художественного разнообразия;
– увеличения расходов на культуру в федеральном бюджете вдвое (с 0,6% до 1,2%) до конца 2018 года и дальнейшего их доведения до 2% к 2021 году;
– роста зарплат в учреждениях культуры до средних по бюджетной сфере; запрета на уменьшение зарплаты до уровня ниже половины ставки, если речь идет о единственной работе сотрудника, – этот вопрос имеет жизненное значение для многих работников культуры в малых городах и на селе;
– разработки и введения нормативов территориальной доступности культурных и творческих пространств для каждого жителя страны. После введения этих нормативов – мораторий на закрытие учреждений культуры. Вместо закрытий и сокращений – создание новых творческих и культурных пространств;
– пересмотра ошибочных решений по бюджетной «оптимизации» в сфере культуры – воссоздания закрытых в ходе нее библиотек, искусствоведческих НИИ, досуговых центров, домов культуры и т.д.;
– участия общества в культурной кадровой политике – назначения руководителей учреждений культуры по итогам конкурса концепций. Конкурсная комиссия включает независимых экспертов (не менее 50% состава) и представителей коллектива учреждения;
– отказа от нынешнего варианта реформы трудовых отношений для людей творческих профессий: предлагаемое введение периодической аттестации возможно лишь с учетом реальной занятости работника и его защищенности законом от произвольного увольнения – востребованные сотрудники должны освобождаться от прохождения аттестации автоматически;
– отказа от системы творческой «олигархии»: перехода от произвольного распределения гигантских грантов президента и правительства между узким кругом «избранных» и многомиллионной поддержки из бюджета творчески и зрительски провальных фильмов «придворных» кинематографистов к ясной процедуре распределения средств для широкого круга творческих проектов и институций, с определенными, публично объявленными критериями и под общественным контролем;
– создания государственной публичной Синематеки на основе Музея кино и Госфильмофонда;
– права на фестивальные и некоммерческие показы фильмов без получения прокатного удостоверения от чиновников Министерства культуры;
– автоматического порядка выдачи удостоверений для коммерческого проката, исключающего цензуру;
– перевода телеканала «Культура» на «вторую кнопку» ТВ и общественного управления им (по образцу французско-немецкого телеканала ARTE);
– оповещения в случае использования исполнителями фонограммы в концертах и музыкальных программах: информация о полной или частичной фонограмме должна размещаться на афишах и билетах, а также выводиться титром на телеэкран в начале песни. Предоставление слушателям ложной информации должно рассматриваться как нарушение прав потребителя;
– поддержки негосударственных творческих и культурных проектов – создания открытых многофункциональных площадок (в том числе репетиционных), налоговых льгот меценатам;
– сохранения и развития системы русского репертуарного театра как национального достояния России, ее огромного культурного преимущества;
– обеспечения регулярного бесплатного посещения учреждений культуры школьниками и студентами вне зависимости от места проживания (региона и населенного пункта);
– налоговых льгот на просветительское книгоиздание и скидки по арендной плате для книжных магазинов, количество которых сегодня опасно сокращается;
– включения в Музейный фонд РФ наиболее выдающихся памятников архитектуры, занимаемых музеями, чтобы исключить их закрытие и передачу сторонним организациям.

Социальные технологии и настроение людей
Отличительными чертами состояния российского общества в настоящий момент являются:
– высокая степень аномии – неопределенность норм и ценностей, уход в «частную» мораль, отказ от поиска контактов с другими людьми и участия в общественной жизни;
– высокая степень атомизации общества; доминирует ориентация на персональное благополучие, личный успех и собственную силу;
– дефицит уважения к человеческой личности и низкий уровень доверия в обществе;
– отсутствие самоорганизации профессиональных сообществ;
– недооценивание сложности организации публичной сферы;
– отсутствие организации и культуры публичной дискуссии.
Переход к информационному обществу, формирование нового технологического уклада, темпы происходящих изменений настоятельно требуют механизмов эффективного социального взаимодействия, сотрудничества, оперативно работающих каналов коммуникации и обратной связи, высокой степени доверия и договороспособности участников всех процессов, активной роли профессиональных сообществ как движущей силы современного этапа развития, то есть наращивания социального капитала.
Развитие социального капитала возможно через:
– создание условий для развития самодеятельности человека во всех сферах: творчество, бизнес, спорт, волонтерство, благотворительность и т.д.;
– обеспечение возможностей для поиска и распространения информации, для свободного выражения (в том числе через СМИ) своего мнения по вопросам общественной и государственной жизни;
– распространение в обществе ценностей ответственности, честности, взаимопомощи, солидарности и формирование соответствующих норм;
– развитие таких форм межчеловеческой поддержки, как гражданское партнерство, позволяющее людям, не связанным родственными отношениями, оказывать друг другу взаимную поддержку и помощь, предоставляя гражданам, заключающим такое партнерство, возможности посещения друг друга в больнице, совместного владения имуществом, наследования и т.п.;
– развитие на базе библиотек сети центров местных сообществ, обеспечивающих вовлечение жителей в развитие территорий, социальную адаптацию членов местных сообществ, культурную, просветительскую и другую деятельность;
– самоорганизацию и институционализацию профессиональных сообществ, формирование экспертных сообществ и активное включение их в процесс принятия решений на всех уровнях власти;
– наделение населения властью над условиями для жизни через развитие всех форм самоуправления, включение в события и процессы по месту жительства;
– создание целостной инфраструктуры общественного участия по всей цепочке общественной деятельности: выдвижение идей, обсуждение, проектирование, доведение до власти, обеспечение ресурсами, организация работы с населением;
– создание фондов местных сообществ, аккумулирующих пожертвования жителей, бизнеса, а также административные и финансовые ресурсы местной власти как инструмента объединения идей сообществ и ресурсов всех видов для реализации общественных проектов на конкурсной основе;
– разрешение субъектам РФ устанавливать государственные языки субъектов РФ с письменностью, основанной на латинском и других алфавитах.
Ключевой фактор восстановления общественного и человеческого доверия, роста солидарности между людьми – создание условий для публичной дискуссии, здорового, серьезного, глубокого и уважительного обсуждения проблем во всех видах СМИ.
Сегодня роль средств массовой информации, особенно телевидения, воспринимается неоднозначно, зачастую отрицательно. Выдающийся ученый и популяризатор науки Сергей Капица называл российское ТВ «преступной организацией, потому что такого разложения, которое оно практикует в обществе, я не видел нигде и никогда». Необходимо усилить просветительские, информационные, гуманизирующие функции телевидения, освободив его от пропаганды, насаждения ненависти и мракобесия, распространения мифов и прямой лжи, всевозможной «желтизны» и пошлости, обильно цветущих не только на частных, но прежде всего на государственных телеканалах.
Государство не должно владеть СМИ, чтобы не манипулировать сознанием граждан в интересах отдельных должностных лиц и политических сил. Эфирную частоту Первого канала должно занять Общественное телевидение под руководством общественного совета, авторитетного как морально, так и интеллектуально. «Вторую кнопку» ТВ должен занять телеканал «Культура», также поставленный под общественный контроль. «Третью кнопку» необходимо отдать телеканалу Euronews для полноценного вхождения страны в европейское информационное поле.
Общественное телевидение должно быть открыто для всех точек зрения и свободно от политической цензуры и государственной пропаганды. Общественный совет такого телевидения должен состоять в том числе из представителей политических партий, получивших определенный процент голосов на федеральных либо региональных выборах (по одному представителю от каждой партии), и обладать реальными полномочиями по контролю над редакционной политикой, а способы формирования совета должны обеспечивать действительную независимость его от государства. Как показывает мировой опыт, наиболее соответствующим целям создания общественного телевидения и реально возможным является способ его финансирования за счет абонентской платы зрителей.
Важно создать гарантии непревращения телеканалов в рупоры олигархов, поэтому необходимо ограничить размер максимального пакета акций новостных телеканалов, находящегося в руках одного владельца. Эта мера также обеспечит журналистским коллективам высокий уровень защиты от давления и свободу в выстраивании редакционной политики.
При распределении телевизионных частот между телеканалами на конкурсах необходимо учитывать контент, ранее производимый каналами и их создателями и владельцами. Таким образом, будет установлен заслон на пути лженауки, конспирологии и мракобесия, пошлости и «желтизны».
Список общероссийских обязательных общедоступных телеканалов должен утверждаться не указами президента, а специальным законом, проходящим через парламентские дискуссии, широкое общественное обсуждение и экспертную оценку. При его составлении обязательно должен учитываться светский и социальный характер государства. Приоритет необходимо отдать познавательным и просветительским каналам, обеспечить показ спортивных и детских программ, лучших мировых и отечественных художественных, документальных и анимационных фильмов, качественных аналитических программ с разнообразием гостей и мирной, спокойной, содержательной, цивилизованной дискуссией.

Права человека и гражданское общество
Основные принципы демократического общества – общественная свобода, гражданское равенство и господство закона. Эти принципы, соединенные в концепции прав человека, являются универсальным ключом к решению проблем российского общества.
Сегодня основные права человека и гражданина в России попраны властью. Соблюдая внешнее соответствие, она совершенно не желает, чтобы граждане этими правами и свободами в полной мере пользовались, потому что свободный гражданин – главная опасность, основной враг для такой власти. Прикрываясь вопросами безопасности и под видом борьбы с антиобщественными пороками, государство выплескивает саму идею прав человека, выхолащивает ее суть, отступает от Конституции и норм международного права.
Свою задачу мы видим в возвращении регулирования общественных отношений в сфере прав человека на конституционно-правовой уровень, снижении количества оценочно-неопределенных норм, сокращении противоречий между международным и национальным правом, отказе от избыточного законодательного и подзаконного регулирования в сфере личных прав.
Мы будем добиваться:
– создания в России правового государства, неукоснительного соблюдения второй главы Конституции, возвращения принципа верховенства международного права, обеспечения реального равенства всех граждан страны перед законом;
– отмены всех репрессивных законов, ограничивающих права и свободы человека, зафиксированные во второй главе Конституции;
– снятия законодательных барьеров для развития гражданских некоммерческих организаций и свободных профсоюзов;
– реализации конституционного права граждан на свободу митингов, пикетов и демонстраций: уведомительный порядок их проведения; декриминализация наказаний за нарушение законодательства о порядке проведения публичных мероприятий; отмена дискриминационных запретительных ограничений и штрафов за участие в протестных акциях; отстранение от должности чиновников, использующих формальную процедуру согласования для ограничения конституционных прав граждан;
– прекращения преследования правоохранительными органами гражданских и оппозиционных активистов, а также практики проведения акций в поддержку власти с использованием в качестве массовки представителей зависимых от чиновников групп населения (студентов, бюджетников и т.д.). Только добровольное, искреннее и активное участие граждан в общественной и политической жизни России может гарантировать развитие страны в правильном направлении;
– развития системы общественного контроля над органами государственной власти, за соблюдением прав подследственных и осужденных, введения парламентского и гражданского контроля за спецслужбами и силовыми структурами;
– ратификации Протокола № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно окончательной законодательной отмены смертной казни в России; подписания и ратификации Протокола № 13 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни в любых обстоятельствах;
– ратификации Протокола № 12 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно общего запрета дискриминации в России; принятия всеобъемлющего антидискриминационного законодательства, запрещающего дискриминацию на любых основаниях и охватывающего прямую и косвенную дискриминацию как в государственной, так и в частной сферах согласно рекомендациям договорных органов ООН;
– введения обязательной процедуры общественного обсуждения кандидатов на должность уполномоченных по правам человека в России и субъектах РФ;
– внесения в процессуальное законодательство института обращения уполномоченных по правам человека как основания для пересмотра судебного решения или приговора в случае, когда по делу была допущена судебная или следственная ошибка;
– введения при принятии законов и иных нормативных правовых актов института правозащитной экспертизы, выполняемого Советом по правам человека при Президенте РФ, как оценки воздействия принимаемой нормы на реализацию прав, свобод и законных интересов граждан;
– изменения механизма формирования общественных палат: 1/4 федеральной Общественной палаты должна формироваться по предложению президента, 1/4 – по предложению Государственной Думы, 1/2 – по предложению межрегиональных НКО; 1/4 региональной Общественной палаты должна формироваться по предложению главы субъекта РФ, 1/4 – по предложению представительного (законодательного) органа субъекта РФ и 1/2 – по предложению региональных НКО;
– улучшения условий содержания и медицинского обслуживания в местах лишения свободы; установления правил, при которых исключается помещение в СИЗО арестованных при отсутствии в изоляторах спальных мест;
– возращения выплат льгот реабилитированным лицам, жертвам политических репрессий, представителям репрессированных народов с регионального на федеральный уровень;
– соблюдения принципов свободы совести и светского государства: все религии равны и отделены от государства, государство не финансирует деятельность конфессий и не предоставляет им других преимуществ;
– прекращения лживой практики спекуляции на понятии «оскорбление чувств верующих», которая уводит от актуальных проблем и раскалывает общество;
– выравнивания возможностей мужчин и женщин в разных сферах;
– развития системы добровольного и независимого участия молодежи в общественной жизни: школьного и студенческого самоуправления, в том числе с использованием международного опыта; наделения молодежных консультативных структур при законодательных органах власти правом законодательной инициативы и выработки предложений по статьям бюджета, затрагивающим интересы молодежи; возможность делегировать представителей в молодежные палаты должны получить все зарегистрированные политические партии;
– неукоснительного соблюдения свободы СМИ; отмены явной и скрытой политической цензуры в СМИ; возвращения дискуссий в прямом эфире федеральных телеканалов с участием представителей широкого спектра общественных групп, гражданских организаций, политических партий.

Экологические права граждан
Экологические права входят в число основных прав граждан, закрепленных в Конституции РФ. По Конституции РФ (статьи 29, 41, 42) и соответствующим законам граждане нашей страны имеют право на:
– благоприятную окружающую среду;
– достоверную информацию о состоянии окружающей среды, ее сбор и распространение;
– возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическим правонарушением;
– участие в принятии решений, касающихся состояния окружающей среды;
– защиту общественного интереса в области охраны среды;
– коренные малочисленные народы России – на традиционное природопользование.
Все эти экологические права граждан в нашей стране нарушаются, и государство, как правило, само оказывается нарушителем.
Мы считаем, что первоочередными задачами в деле защиты экологических прав граждан должны стать:
– введение в действующее законодательство принципа приоритетности права граждан на благоприятную среду обитания и защиту здоровья перед свободой предпринимательской и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду;
– императивность участия населения в принятии решений (путем проведения референдума субъекта РФ) о проектировании и строительстве объектов гражданской ядерной энергетики, крупных гидротехнических сооружений, предприятий, связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, объектов уничтожения химического оружия и т.д.;
– формирование федерального органа государственного управления в области обеспечения экологической безопасности;
– принятие законов, ужесточающих ответственность за нарушение экологических прав граждан;
– развитие государственной и общественной систем контроля и надзора, выявляющих и предупреждающих нарушение экологических прав граждан.


ЧЕСТНАЯ И ЭФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА
Экономическая стратегия
Несмотря на беспрецедентные для российской истории финансовые возможности, в России так и не создана эффективная экономическая модель. Не решена ни одна задача построения институциональной основы рыночной экономики и не сделано ни одного шага для диверсификации отечественного производства. Россия за эти годы стала в еще большей степени сырьевым придатком США, Евросоюза и Китая. Российский рубль так и не получил самостоятельного статуса и остался производной от цены на нефть. Рынок вроде бы и существует, но преимущественно без здоровой конкуренции, поскольку в стране свирепствуют монополии, как правило, с привлечением властного «административного ресурса». Именно поэтому та реальная экономическая модель, которая сегодня функционирует в России, в принципе не может быть эффективной.
Политика – это вопрос о целях. Этот выбор, по сути, определяет все остальное – экономическую политику, международные отношения и т.п.
Если мы ставим во главу угла силовое присутствие в мире и борьбу за сферы влияния, то это однозначно расставляет экономические приоритеты – разработка и производство вооружения, максимальная концентрация в руках государства сырьевой ренты, подозрительное отношение к любому иностранному присутствию в экономике. Соответственно, все разговоры об экономической демократии, благоприятном инвестиционном климате, поощрении иностранных инвестиций становятся пустой риторикой. В международных отношениях это означает неизбежную конфронтацию с основными существующими центрами силы – не только с Западом, но и на определенном этапе с Китаем, исламским миром, да и просто со случайными противниками. Все союзы в этой модели являются ситуативными. Никаких «стратегических союзников» нет и быть не может.
Если главным политическим выбором становится консервация власти на основе «традиционных ценностей», то цели экономического развития уходят на второй план. Авторитарная власть становится для себя одновременно и целью, и средством достижения этой цели. Любая форма концентрации финансовых и реальных активов в частных руках становится в этой ситуации потенциально опасной и потому нежелательной. Соответственно, основой экономической политики будут контроль авторитарной власти над всеми крупными активами и финансовыми потоками, ограничение прав и возможностей крупного частного бизнеса, жесткий мониторинг любых трансграничных операций с капиталом. Экономический рост в этих условиях не является приоритетом и поощряется лишь в той форме, в которой, согласно представлениям власти, не подрывает ее устои и безопасность. В международных отношениях такое целеполагание ведет к курсу на ограничение любых контактов, помимо официальных, поддержание отношений главным образом с теми правительствами и политическими режимами, которые придерживаются сходной ориентации или, как минимум, готовы отказаться от попыток каким-либо образом влиять на внутриполитическую жизнь партнеров.
Если во главу угла ставится рост и развитие общества, его постоянная модернизация, то в экономической политике приоритет отдается накоплению капитала, позитивному отношению к любым формам независимой, прежде всего частной экономической инициативы, поддержанию открытой экономической системы, позволяющей активно привлекать капитал извне, гарантированию, при разумных ограничениях, прав собственности и стабильности, институциональных условий хозяйственной деятельности.
Очевидно, что это невозможно без запрета на концентрацию власти в одном центре, разделения властных функций, создания системы сдержек и противовесов. Во внешней политике это означает акцент на создание благоприятных условий для экономического развития, минимизацию вовлеченности в конфликты, не затрагивающие прямо и непосредственно национальную безопасность, на максимизацию участия в процессе принятия важнейших международных решений, влияющих на экономическую среду.
Мы предлагаем сделать выбор в пользу развития и роста. Их критериями являются:
– объем и сложность потребления;
– рост и совершенствование общественной инфраструктуры (транспортной, коммуникационной, социальной);
– накопление всех видов капитала (производственные активы, в том числе нематериальные, финансовые ресурсы, человеческий капитал).
Эти критерии (они же – цели) не противоречат таким задачам, как рост международной роли и влияния, участие в принятии важнейших решений на международном уровне, обеспечение безопасности и политической стабильности. Наоборот, в долгосрочном плане только экономический рост и развитие являются условием их решения. На горизонте десятилетий никакая накопленная военная мощь не гарантирует обеспечение безопасности, тем более – возможности влиять на выработку международных решений. Это же применимо к понятию суверенитета – без современных ресурсов возможности страны столь ограничены, что понятие независимости становится условным. Независимая бедность в итоге все равно ведет к зависимости, только в завуалированной форме.
Целями экономической политики должны стать защита прав собственности, создание экономики знаний, развитие человеческого капитала и поддержка массового предпринимательства.
Для этого необходимо:
– формирование доверия и общественной морали в экономической деятельности. Экономика, как и политика в целом, может быть по-настоящему эффективной только в случае, если она отвечает элементарным нравственным императивам и гуманистическим ценностям;
– создание условий для развития высокотехнологичных и наукоемких производств, стимулирование инвестиций в новейшие научно-технические направления и отрасли промышленности; отмена для предприятий машиностроения уплаты НДС на три года;
– реализация активных и крупных мер по поддержке населения, направленных на рост потребительского спроса и радикальное увеличение емкости внутреннего рынка. Снижение налогов для людей с низким заработком, налоговые льготы при приобретении жилья, резкое снижение размера процентов по ссудам на покупку новых автомобилей, налоговые льготы тем, кто сегодня с большим трудом оплачивает высшее образование, а также малоимущим и семьям со средним достатком. Эта помощь должна быть адресована только тем, кто гарантированно потратит ее внутри страны – не зарезервирует на будущее и не отправит за рубеж. Помощь населению должна быть организована так, чтобы она была связана воедино с прямыми вложениями в жилищное строительство и инфраструктуру. Важнейшим механизмом развития внутреннего спроса может стать массовая передача земли в частную собственность под строительство семейных домов. Важно дать миллионам граждан России построить дом для себя и своих детей на собственной земле;
– создание правового государства, усовершенствование институциональной основы экономики и преодоление сырьевой зависимости – это магистральные направления для создания эффективной экономической системы в России.

Собственность
Политический строй, основанный на Конституции РФ 1993 года, стал формой закрепления у власти номенклатуры советского типа, использовавшей новые экономические условия для перевода части активов страны в личное пользование и распоряжающейся как своей собственностью тем, что осталось в руках государства. Крупный бизнес в России не появился самостоятельно, а был создан с помощью сомнительной ваучерной приватизации и раздачи собственности на основе коррупционных схем через так называемые залоговые аукционы. Результатом такой приватизации стало всеобщее недоверие к частной собственности.
По мере ухода в историю реформ 1990-х их результаты, в особенности приватизация крупной собственности, не становятся более законными и справедливыми в глазах общества, которое с радостью встречает рейдерство по отношению к новым богачам и отъем у них собственности чиновниками и силовиками. Всеобщее недоверие к частной собственности ведет к ее непрерывному переделу и естественным образом распространяется на мелких и средних собственников. Таким образом, сегодня в России не существует гарантий ни для владельца крупной компании, ни для владельца обычной квартиры или дачного участка. Все что угодно в любой момент может быть отобрано, если понадобится более влиятельному человеку.
Важнейшие рычаги управления государством остаются в руках олигархических групп. Поэтому принимаются решения, не позволяющие реализовать задачу формирования в России современного среднего класса как главной социальной силы, заинтересованной в реальной демократии и настоящей модернизации. Олигархия только внешне похожа на предпринимателей. Различие между ними принципиально: олигархия зарабатывает деньги за счет близости к власти, слияния с ней. Это дает ей привилегии и преференции, без которых она работать не умеет и не может. Олигархия нуждается не в равенстве перед законом, а, наоборот, – в неравенстве.
Мы считаем важнейшей задачей укрепление права собственности, ее неприкосновенности, с одновременной постепенной, но неуклонной диверсификацией структуры собственности, уменьшением ее концентрации правовыми методами с целью перераспределения контроля за национальными ресурсами от олигархии к массовым слоям средних и мелких собственников. Вместо олигархического должен быть создан народный капитализм.
Для этого необходимо:
– введение единовременного компенсационного налога на сверхкрупные доходы (windfall tax), полученные от приватизации важнейших государственных активов в ходе залоговых аукционов. Компенсационный налог рассчитывается как определенный процент от чистой прибыли, полученной собственником от приватизированного имущества. После его выплаты вопрос о законности приобретения имущества нынешним хозяином закрывается, принимаются правовые акты о признании сделок по приватизации середины 1990-х годов законными (кроме тех, где были совершены убийства и другие тяжкие преступления против личности) – с тем, чтобы исключить возможность непрерывных спекуляций на документах того «смутного времени»;
– создание ясных правил распоряжения активами, которые были получены в результате бюрократической приватизации, то есть на базе нерыночных в своей основе механизмов и процедур. Конкретные схемы и варианты такого рода правил могут быть различными (например, правила оборота этих активов и участие в составе их номинальных собственников или управляющих структур нерезидентов и любого рода непрозрачных структур и др.). Важно при этом принять такие правила, которые сведут к минимуму искажения мотивации собственников в отношении эффективности использования оказавшихся в их распоряжении активов и позволят сохранить определенный уровень контроля над их использованием с точки зрения соответствия общественным целям. Тот же принцип должен быть применен и для легитимизации собственности, приобретенной не только в процессе приватизации и с существенными нарушениями налогового законодательства. Гарантии права собственности на деньги и активы, приобретенные некриминальными методами, но без уплаты налогов, могут быть предоставлены в обмен на некоторые ограничения при их использовании (обязательный, хотя бы и временный, перевод денежных средств в российскую банковскую систему, уплата постфактум подоходного налога с официальной амнистией по допущенным налоговым нарушениям и т.п.);
– прозрачные механизмы приватизации госкомпаний через размещение акций на публичном рынке капитала с одновременным введением ограничения на консолидацию акций. Аналогичные механизмы необходимо использовать при передаче по наследству, перепродаже, слиянии и поглощении крупнейших государственных предприятий, приватизированных в 1990-е и 2000-е годы. Ни один гражданин или семья не должны владеть более чем 10% акций предприятий, которые они сами не создавали. В результате мы существенно увеличим число миноритарных акционеров, права которых на прибыль и участие в управлении компанией будут гарантированы государством;
– расследование всех обращений о рейдерских захватах собственности и возвращение ее законным владельцам;
– отмена нормативных правовых актов, допускающих внесудебный снос как нестационарных объектов, так и объектов капитального строительства, отмена части 4 статьи 222 Гражданского кодекса РФ;
– реализация программы «Земля – Дома – Дороги», направленной на закрепление за средним классом важнейших экономических активов – земли и недвижимости.
Государство должно обеспечить право:
– владельцев сельских и дачных домов – на недвижимость, включая прилегающие земельные участки в сложившихся границах размещения; дачная амнистия при этом осуществляется не на бумаге, а реально и в полном объеме;
– собственников квартир в многоквартирных домах – на общедомовую собственность;
– членов ТСЖ и ЖСК – на полноценное распоряжение придомовой территорией и всеми без исключения нежилыми помещениями и пристройками к их домам;
– нанимателей жилья в общежитиях и военных городках – на приватизацию своего жилья в фактических границах проживания, наравне с другими гражданами;
– жителей домов, подлежащих сносу в целях строительства для государственных и муниципальных нужд, – на адекватную компенсацию рыночной стоимости их жилья и прилегающей земли;
– ученых, научных сотрудников, инженерно-технических работников, изобретателей и других представителей творческих профессий – на интеллектуальную собственность (открытия, изобретения, идеи и т.д.), в том числе уже вложенную в готовую продукцию, продаваемую на рынке.

Бюджетная политика
Сегодня на федеральном уровне более 30% всех расходов бюджета – это вооружение, армия, спецслужбы, полиция, другие силовые структуры. Расходы на образование и медицину составляют лишь по 3-5%, на культуру и вовсе 0,6%. Доля этих статей расходов в федеральном бюджете систематически уменьшается. Значительная часть обязанностей в социальной сфере передана на региональный уровень без обеспечения необходимым финансированием. Отдельно стоит острая проблема разрушения изношенной инфраструктуры.
Исполнение бюджета практически не контролируется обществом и парламентом. Значительная часть средств уходит на поддержку коммерческих структур, деятельность которых не связана с интересами граждан и часто осуществляется в других странах. Низким является качество социально-экономических прогнозов и анализа эффективности вложения бюджетных средств. Все яснее становится, что нынешняя бюджетная политика – это движение к отсталости, путь в тупик.
Мы предлагаем сменить приоритеты бюджета. Главными должны стать три направления:
– здоровье граждан (медицина, экология, массовый спорт);
– гуманитарное развитие (образование, наука, культура, искусство);
– обустройство страны (инфраструктура ЖКХ, транспорт, коммуникации).
Цели такой бюджетной политики вполне ясны: повышение качества жизни, здоровье и долголетие россиян, рост производительности труда, экономика знаний, атмосфера общественного доверия, смягчение нравов и гармонизация человеческих отношений.
Чтобы изменить таким образом бюджетную политику, необходимо:
– комплексное решение, включающее отказ от милитаризации; увеличение расходов на образование и науку, здравоохранение, культуру и искусство, массовый спорт; сокращение расходов на содержание бюджетных «кормушек» (госкорпораций и т.д.), административной системы, на не представляющиеся необходимыми проекты, и затем – направление освободившихся средств в социальную сферу, в том числе на повышение зарплат бюджетникам;
– перестройка бюджетных отношений таким образом, чтобы обеспечить финансовую самостоятельность региональных и местных бюджетов, чтобы число дотационных регионов страны было уменьшено, сокращены встречные финансовые потоки и, как следствие, транзакционные издержки;
– передача Государственной Думе, законодательным собраниям субъектов РФ и представительным органам муниципальных образований полномочий подготовки и принятия бюджетов;
– создание прозрачной системы расходования бюджетных средств, в том числе системы контроля за реализацией государственных и целевых программ;
– исключение из бюджета необоснованных расходов и нецелевых проектов и направление освободившихся средств на реализацию социальных программ. Нужно ограничить бонусы топ-менеджеров в государственных корпорациях и обусловливать предоставление бюджетных инвестиций коммерческим организациям раскрытием в Интернете размера выплат топ-менеджерам;
– повышение уровня открытости бюджетных данных (расширение состава публикуемой информации о формировании бюджетов; ограничение объема информации, которую можно относить к коммерческой тайне) для организаций, получающих средства из бюджета; развитие механизмов партиципаторного и инициативного бюджетирования (прямого включения граждан в распределение бюджетных средств);
– введение в Бюджетный кодекс РФ понятия секвестра бюджета, а также понятия защищенных статей бюджета и отнесение к таким статьям всех социальных обязательств Российской Федерации и субъекта РФ.

Противодействие росту цен
Рост цен – основная и наиболее чувствительная для граждан составляющая экономического кризиса, который продолжается с 2014 года. Основной причиной роста цен, как и главной причиной всего кризиса, были и остаются ошибочные действия президента и правительства.
Наиболее серьезный скачок цен произошел после указа президента Путина о запрете на ввоз в Россию многих видов продуктов из Евросоюза, Норвегии, Австралии, США и Канады. В итоге для миллионов россиян сократился выбор продуктов, ухудшилось их качество, а цены на сыр, другие молочные продукты, мясо и рыбу очень заметно выросли.
Насколько это решение помогло отечественному производителю – вопрос открытый. Так, производство молока в 2015 году не выросло, а сократилось на 10 тысяч тонн, а по итогам 2016 года ожидается снижение производства почти на 700 тысяч тонн. Уменьшилось поголовье крупного рогатого скота. То есть без создания нормальной конкурентной среды в экономике и оздоровления государственной системы нынешнее руководство страны не может по-настоящему и без ущерба для россиян обеспечить импортозамещение.
Между тем дефицит того же молока, по официальным данным Министерства сельского хозяйства, составляет ежегодно 8 миллионов тонн. Естественно, что в таких условиях продавцы задирают цены, вынуждая потребителя платить больше.
В условиях экономического кризиса мы считаем необходимым думать о поддержке не только отечественного производителя, но и отечественного покупателя. Если люди не смогут приобретать нужное количество продуктов и товаров, это не позволит развиваться и производственной сфере.
Поэтому важнейшая часть экономической стратегии «ЯБЛОКА» – это борьба с ростом цен, противодействие инфляции. Сейчас рост цен продолжается, и причина этому – действия государства. В 2015 году номинальные зарплаты россиян выросли на 4,6%, пенсии – на 3%. При этом цены на газ для населения повышены на 8,7%, на электроэнергию – на 8,5%, тарифы железнодорожного транспорта – на 10,0%, цены на бензин выросли на 4,8%, тарифы на услуги ЖКХ – на 8,3%. На дорогах появилась система «Платон», вступили в силу новые (подчас превышающие рыночные) кадастровые оценки недвижимости, введены новые налоги и сборы.
Соответственно, и предложения по выходу из кризиса должны основываться на сокращении этого роста цен и снижении процентной ставки по мере успехов в борьбе за оптимизацию издержек.
Первый шаг по сдерживанию роста цен – это отмена «антисанкций». В народе их называют «самосанкциями», потому что, введя продуктовое эмбарго, президент Путин прежде всего ударил по уровню жизни народа. Необходимо вернуться к цивилизованной торговле с внешним миром, обеспечив доступ на прилавки магазинов качественных и свежих продуктов из разных стран, а не суррогатов из пальмового масла и разнообразных «белорусских креветок».
Второй, после «самосанкций», причиной роста цен в России является потворство руководства страны им же созданным крупным монополистическим корпорациям.
Отсюда следующий шаг: мораторий на рост тарифов естественных монополий. Нужно замораживать или снижать тарифы, чтобы, пусть и ценой сокращения прибыли монополий, подавить рост цен. Уделить основное внимание сокращению издержек и избавлению от непрофильных активов. Принадлежащие государству компании типа «Газпрома» не имеют права повышать цены и одновременно расходовать средства на иностранные футбольные клубы, убыточные СМИ и заоблачные зарплаты высшего руководства.
Необходимо обеспечить прозрачность тарифов, их обоснованность, снизить для предпринимателей стоимость подключения к сетям, повысить энергоэффективность.
Через принадлежащие государству нефтяные компании и их автозаправки влиять на стоимость бензина, не позволяя ей расти. Снижение цен госкомпаниями на несколько процентов вынудит остальных нефтяников приостановить рост или даже включиться в процесс снижения.
То же касается компаний в других отраслях, где государство является заметным экономическим игроком. Конечно, такая политика невозможна без политической воли народа России, без смены руководства страны и отставки приближенных к первому лицу глав госкомпаний и госкорпораций.
Третий шаг: всяческое поощрение конкуренции на рынке и сильная антимонопольная политика. Защита малого и среднего бизнеса – как в сфере производства, так и в сфере торговли, чтобы покупатель в больших городах не зависел от сговора нескольких крупных торговых сетей. Обеспечение максимально прямого пути товара от производителя до потребителя. Жесткое ограничение арендных ставок на муниципальные помещения, используемые мелким и средним бизнесом в сфере обслуживания.
В-четвертых, необходимо приостановить действие всех решений о введении новых налогов и сборов, принятых или вступивших в силу после 1 января 2015 года. Важно провести широкую общественную и парламентскую дискуссию о том, насколько необходим каждый из этих налогов и сборов.
В-пятых, комплекс мер, направленных на сокращение социального расслоения между богатыми и бедными, на уменьшение разрыва в доходах внутри государственного аппарата, хотя и уменьшит спрос на предметы роскоши, зато увеличит его на продукты и товары массового потребления, что создаст дополнительные стимулы для производителей.
В-шестых, новые подходы к жилищному строительству и развитие связанной с ним инфраструктуры (см. раздел «Земля – Дома – Дороги») также будут создавать внутренний спрос на продукцию российских предприятий и поддержат занятость, давая новые рабочие места.
Наконец, седьмой шаг – это совместная борьба власти и общества с коррупцией и создание современного, эффективного, отделенного от управления бизнесом государства. Вопрос впрямую относится к росту цен: все даваемые взятки включаются потом в стоимость товаров и услуг для потребителей.
Когда все эти шаги приведут к резкому замедлению инфляции в условиях кризиса, естественное в таких обстоятельствах снижение Центральным банком кредитной ставки может стать очень действенным инструментом развития экономики и ее возвращения к росту – но уже не только и не столько за счет нефти и газа, сколько за счет возросшей доступности кредитов для несырьевого предпринимательства в России. Вместе со снятием международных санкций и возвращением иностранных инвестиций в Россию это позволит нашей стране быстро перейти от сегодняшнего падения экономики к ее росту, от уменьшения доходов граждан к их стабильному и заметному увеличению.

Вернуться в «Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»»