Страница 1 из 1

В Москве задержали 11 лжеэлектриков, навязывавших свои услуги пенсионерам, "rg"

Добавлено: 04 июн 2024, 11:15
MadisonALERB
Сегодня навязывание дополнительных товаров, работ, услуг происходит повсеместно. Если мы обращаемся за одной услугой, тут же оказывается, что нас пытаются „развести“ ещё на целый ряд, при этом вводят в заблуждение относительно их фактической необходимости. Потребителю необходимо, прежде всего, нетерпимо относиться к каждому случаю злоупотребления. Сохранять скриншоты, фотографии и переписки с продавцами, фиксировать дополнительные условия обслуживания и акцентировать внимание контролирующих органов на итоговой разнице в цене. Увеличение штрафов скажется на качестве обслуживания потребителя только в случае заинтересованности самого потребителя.
Одиннадцать предполагаемых участников преступной группы, выдававшие себя за электриков и оказывавшие услуги москвичам по завышенным тарифам, заключены под стражу.
Они представлялись сотрудниками сервисной организации и убеждали граждан в необходимости замены розеток и других устройств. Цены у мошенников превышали рыночные, качество работ и используемых материалов было низкое. Злоумышленники запугивали граждан штрафными санкциями за отказ от ремонта.
По данным прокуратуры, злоумышленники несколько раз обманули 75-летнюю женщину, заставив ее заменить в квартире все розетки, выключатели, люстры, гибкие подводки для воды и т. д. На самом деле никаких работ в квартире не требовалось. Преступники получили более 1,3 млн рублей за свои «услуги».
Было установлено, что не менее 10 пожилых москвичей пострадали от их действий. 11 подозреваемых задержаны, из которых 6 заключены под стражу. Прокуратура контролирует расследование и привлечение злоумышленников к уголовной ответственности.
В идеальном мире клиент платит только за то, что ему нужно. В реальности же многие предприниматели не прочь нажиться на доверчивости людей.
Какие услуги считаются навязанными
В банке предлагают сниженную ставку по кредиту при оформлении страхования жизни.
При покупке пылесоса продавец-консультант настойчиво рекомендует доплатить за расширенную гарантию.
Сотрудник страховой фирмы отказывается продавать полис ОСАГО без дополнительного страхования от несчастных случаев.
Говорить о навязывании услуги можно лишь в последнем случае. В двух других у клиента есть выбор, следовательно, никто его права не нарушает.

В статье 16 закона «О защите прав потребителей» прописано, что приобретение одних услуг не должно быть обусловлено приобретением других. Клиент сам решает, за что платить. Шантаж со стороны продавца недопустим.

Согласно тому же закону, исполнитель обязан возместить потребителю убытки, связанные с оплатой навязанной услуги. Звучит красиво и убедительно, но на деле все не так просто.
Чтобы доказать противоправные действия продавца, придется постараться. Проще всего это сделать до того, как вы оплатите услугу и подпишете договор.

Давайте рассмотрим, где чаще всего происходит навязывание услуг, чтобы быть к нему готовым.

В магазине
Вернемся к примеру с пылесосом. Продавец предложил оформить дополнительную гарантию, вы отказались и заплатили только за товар. Это нормальное развитие ситуации.

Если же сотрудник начал чинить препятствия к покупке, налицо нарушение прав клиента. Фразы следующего содержания должны насторожить:

«Это специальный товар, который продается только вместе с гарантией».
«К сожалению, минуту назад купили последний экземпляр. Пылесосов данной модели больше не осталось».
Конечно, второй вариант вполне может оказаться правдой. В любом случае остается только смириться и искать нужный товар в другом месте. Или, если есть такая возможность, оформить заказ в том же магазине через интернет.

Если же продавец подтверждает, что товар есть в наличии, но отказывается его продавать, вы можете повлиять на ситуацию. Чаще всего достаточно вызвать менеджера и напомнить ему об ответственности за нарушение прав потребителя.

В страховой компании
Неприятные моменты чаще всего связаны с оформлением ОСАГО. Тарифы устанавливает государство, некоторые компании считают их слишком низкими. Поэтому стараются компенсировать недополученную (по их мнению) выгоду за счет навязывания дополнительных услуг.
Клиенту часто предлагают оформить ДСАГО или страхование жизни.
Если человек отказывается, сотрудник может склонить его к сделке обманом. Например, сослаться на несуществующее постановление, которое обязывает клиента приобрести дополнительный продукт. Или внезапно заявить, что закончились бланки для оформления ОСАГО.
С появлением возможности купить полис через интернет таких случаев стало в разы меньше. Однако все равно не стоит терять бдительность.

В автосалоне
Автомобильные дилеры очень не любят продавать «голые» машины. Вознаграждение от производителей – это, конечно, хорошо. Но как не воспользоваться возможностью заработать на покупателях?
Поэтому, выразив желание купить машину в «нулевой» комплектации, клиент может получить отказ. Очень часто таких автомобилей попросту нет в наличии. Те, что стоят на витрине, максимально «напичканы» различным оборудованием.
Если же покупатель хочет оформить предзаказ, менеджер мягко намекает, что без дополнительных услуг автомобиль все равно не продадут.
Иногда сотрудники действуют хитрее. Прописывают услуги в договоре, а сообщить о них вслух «забывают». Остается надеяться на свою внимательность.
При покупке машины внимательно читайте договор
Конечно, так поступают только недобросовестные дилеры. Самое разумное решение – не связываться с ними. Поэтому перед покупкой автомобиля внимательно изучите отзывы об автосалонах.
Штраф за такие правонарушения для должностных лиц может составить от 2 тысяч до 4 тысяч рублей.
Для юридических лиц - от 20 тысяч до 40 тысяч рублей. При этом акции навязыванием считаться не будут
Кроме того, уточняется ответственность за необоснованный отказ в рассмотрении требований потребителя, связанных с нарушением его прав, либо уклонение от рассмотрения в установленном законом порядке таких требований. Это повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 тысяч до 30 тысяч рублей; на юридических лиц - от 100 тысяч до 300 тысяч рублей. Как считает главный редактор журнала "За рулем" Максим Кадаков, навязывание дополнительных услуг еще надо доказать. Мол, никто не отказывает в продаже автомобиля без кредита или ковриков. Не хочешь - не покупай. Но машины без ковриков в данный момент нет. А без кредита цена на эту же машину выше - потому что без кредита нет скидки. Если хотите - покупайте. Нет - до свидания. Впрочем, в судебной практике уже сформировались подходы, как определять, что услуги были навязаны. Так что многие эксперты уверены, что проблем с доказыванием, что продавцы были навязчивы, не возникнет.
Если автодилер навяжет водителю ненужный тому сервис, то заплатит штраф до 40 тысяч рублей
При этом продавцы будут обязаны вернуть покупателю деньги. А еще суд, как и прежде, сможет обязать их выплатить покупателю компенсацию морального вреда.

Кроме того, в таких случаях назначают специальный штраф в пользу потребителя: половину от взысканной суммы. То есть все, что фирма должна заплатить по суду покупателю, увеличивается в полтора раза. Таким образом, навязчивое поведение может стать разорительным.
В госучреждении
Навязыванием услуг порой не брезгуют даже государственные структуры. Правда, в очень скромных масштабах. Например, отправляют составлять и распечатывать заявление в контору поблизости. Естественно, за деньги.
Если клиент отказывается, по несколько раз заставляют переписывать документ, придираясь к каждой мелочи. Однако такие случаи – редкость.

Как вернуть деньги за навязанную услугу
Если вы уже оплатили услугу и подписали договор, можно попытаться вернуть деньги.
Первым делом обратитесь к исполнителю и попробуйте договориться мирно. Сообщите о намерении жаловаться в надзорные органы и суд. На многих продавцов это действует отрезвляюще.

Можно поговорить с представителем лично, но лучше направить письменную претензию. В ней изложите суть проблемы, укажите статьи закона, которые были нарушены, приложите чеки и документы.
Отправьте бумаги заказным письмом с уведомлением о вручении. Так у вас будет доказательство того, что исполнитель получил претензию.
В течение 30 дней вам обязаны дать ответ. Если он положительный – радуйтесь. Вы были достаточно убедительны, и исполнитель решил не рисковать деньгами и репутацией.
Если же продавец оказался крепким орешком, приготовьтесь к дальнейшей борьбе.
Можно направить жалобы в несколько инстанций.

Роспотребнадзор
Орган следит за соблюдением закона «О защите прав потребителей». Если он сочтет жалобу обоснованной, то обяжет продавца возместить ущерб.

Обратиться в Роспотребнадзор можно лично, по почте или через онлайн-приемную на официальном сайте.

В обращении должны быть указаны:
ФИО и адрес отправителя;
наименование и юридический адрес исполнителя;
суть претензии.
Важно! Проводить расследование по факту обращения Роспотребнадзор не будет. Это не входит в компетенцию органа. Отправитель должен предоставить доказательства самостоятельно. Приложите чеки, договоры, фотографии – все, что может подтвердить нарушение ваших прав.

Центробанк
Главный банк страны контролирует деятельность страховых компаний. Можно обратиться туда при навязывании дополнительных услуг страхования.

Доступные способы:

прийти в отделение лично;
позвонить на горячую линию;
отправить письмо;
направить электронное обращение.
Порядок такой же, как при обращении в Роспотребнадзор. Не забудьте обосновать претензию и приложить доказательства.

Суд
Перечисленные способы не помогли? Можно попытаться отстоять права в суде. Но имейте в виду – если юридически договор составлен верно и вы подписали его добровольно, шансов на победу мало.

При размере иска до 100 000 рублей обращайтесь в мировой суд. Если сумма выше – в районный. Можно выбрать орган по месту жительства истца либо ответчика. Судебные разбирательства длятся в среднем два-четыре месяца.

Если ущерб существенный, есть смысл обратиться в суд
Не стесняйтесь отстаивать свои права. Даже если цена вопроса – три копейки. Оставаться с чувством несправедливости – вредно для психики. Это подрывает веру в человечество, больно бьет по самооценке и мешает спокойно жить.

Не всегда удается вернуть деньги и наказать обидчиков. Но вы хотя бы будете знать, что сделали все возможное

Потребителю необходимо, прежде всего, нетерпимо относиться к каждому случаю злоупотребления. Сохранять скриншоты, фотографии и переписки с продавцами, фиксировать дополнительные условия обслуживания и акцентировать внимание контролирующих органов на итоговой разнице в цене. Увеличение штрафов скажется на качестве обслуживания потребителя только в случае заинтересованности самого потребителя.
Повышенные штрафы будут стимулировать продавцов соблюдать свои обязанности и должным образом реагировать на претензии потребителей, считает Иван Соловьёв. Он позитивно оценил увеличение суммы наказания для бизнеса.

«Сегодня за неисполнение обязанностей продавца, в части ответа на претензию потребителя, привлекают, например, по статье КоАП 14.15, где штраф для должностного лица от 1 000 до 3 000 рублей, для юрлица от 10 000 до 30 000 рублей. Это, конечно, полное безобразие. Такие размеры штрафов, к сожалению, не являются серьезным стимулом соблюдать законодательство», — пояснил Иван Соловьев.

После вступления закона в силу для должностных лиц штрафы будут составлять от 15 000 до 30 000 рублей, для юридических лиц — от 100 000 до 300 000 рублей. Эксперт отметил, что эти суммы будут весьма существенными для малого бизнеса, а в некоторых случаях — фатальными. «Поэтому организациям придется соблюдать права потребителей, отвечать на жалобы и рассматривать их своевременно, потому что зачастую люди пишут „в пустоту“, не получая ответа. Если, к примеру, у государственных органов есть закон о порядке рассмотрения обращений граждан, который обязывает отвечать в течение 30 дней, то у торговой организации вообще нет ничего, что обязывало бы их своевременно реагировать. Теперь стимулом станут штрафы», — подчеркнул Иван Соловьев.

За навязывание дополнительных товаров, работ или услуг за отдельную плату с 1 декабря 2023 г предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 4 000 рублей, на юридических лиц — от 20 000 до 40 000 рублей.

Если мы обращаемся за одной услугой, тут же оказывается, что нас пытаются „развести“ ещё на целый ряд, при этом вводят в заблуждение относительно их фактической необходимости. Безусловно, это сказывается на цене, когда при оформлении товара накручивается немалая сумма, и люди сами не понимают, как переплачивают в полтора раза и более. Поэтому все нововведения абсолютно обоснованы с точки зрения практики.
Эксперт движения «Народный фронт. Аналитика», адвокат Оксана Старожильцева отметила, что навязывание дополнительных услуг сейчас встречается повсеместно в каждой сфере потребительского рынка, особенно переплаты ощутимы в сфере автомобильного бизнеса. По ее словам, недобросовестные дилеры в заводскую комплектацию устанавливают собственное дополнительное оборудование по завышенным ценам, из-за чего потребитель фактически не имеет возможности отказаться.