Потери бюджета из-за ухода таксистов в серую зону в 30 млрд руб, "quto"

KENЕ

Потери бюджета из-за ухода таксистов в серую зону в 30 млрд руб, "quto"

Непрочитанное сообщение KENЕ »

Ужесточение требований к работе такси в России привело к росту объема серого рынка в интернете. На сегодняшний день в соцсетях существует множество чатов и групп для вызова такси, которые предлагают пассажирам цены минимум вдвое ниже. Сервис «Яндекс.Такси» иногда косячит снимает с клиентов деньги за несуществующие поездки.
Так, по данным аналитического агентства «Прессиндекс», в Telegram зарегистрировано 234 группы и 29 чат-ботов для вызова такси, а в соцсети «ВКонтакте» — 3,8 тысячи сообществ. Подобными группами пользуются водители, работающие в сфере нелегально. Низкая стоимость за услуги обусловлена тем, что водители не делятся с агрегатором 20–30% выручки, не платят таксопарку за аренду около половины заработанных денег и не уплачивают налоги. Подобные сервисы по заказу такси не могут гарантировать пассажирам безопасность. В первую очередь потому, что перевозчики не легализованы, а совершенные поездки нигде не регистрируются. Для того чтобы сделать эту сторону бизнеса легальной, необходимо ввести транспортное законодательство самозанятых водителей, сообщает президент Объединения самозанятых России Игорь Жмакин. По его словам, сейчас в РФ работает около 2,5 миллиона самозанятых водителей, из которых только 650 тысяч официально зарегистрированы, а у 21 тысячи есть разрешение на работу.
В России появилась и растет огромными темпами сеть чатов и в групп в социальных сетях, через которые можно вызвать такси, минуя официальные сервисы, Возникновение таких групп – это следствие усиливающегося давления на водителей – в числе прочего, 1 сентября 2024 г. им теперь нужно оформлять не только ОСАГО, но и новый полис ОСГОП или обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика. Оформление платное, а отсутствие полиса грозит крупными штрафами.
Стоимость полиса ОСГОП для такси, рассчитанная по установленному Банком России тарифу, будет составлять от 1,3 тыс. до 5,4 тыс. рублей в год в зависимости от индивидуальных рисков перевозчика, указано на сайте Центробанка. Закон об ОСГОП подразумевает возможность ездить без полиса и штрафов за его отсутствие до 31 октября 2024 г. После этого дня наказание за отсутствие полиса ОСГОП будет неотвратимо. Важно отметить также, что полис ОСГОП перевозчикам нужно покупать на каждый автомобиль, который включен в реестр такси.
При этом комиссии агрегаторов тоже никто не отменял – с каждого выполненного заказа часть полученной от пассажира суммы водитель должен вернуть системе, через которую он работает. Некоторые, работая на арендованных машинах, вынуждены платить еще и таксопаркам. Все это и вынуждает их организовывать полулегальные сервисы поиска пассажиров, и для этого используются все доступные в России социальные сети и мессенджеры.
Россияне встали перед выбором - переплачивать за легальное такси или сэкономить вдвое и рискнуть здоровьем и жизнью, поехав с нелегальным перевозчиком. Например, как уже было указано, в Telegram зарегистрировано уже боле 230 групп и почти 30 чат-ботов для вызова такси, а в соцсети «Вконтакте» и 3800 сообществ, в которых можно вызвать машину или организовать совместную поездку.
Дошло до того, что в Telegram теперь орудуют нелегальные агрегаторы, которые тоже берут комиссию с водителей, уже ощущают отток клиентов в нелегальные каналы».
Число групп в соцсетях и мессенджерах, позволяющих состыковать водителей с пассажирами, продолжает расти. Для водителей плюсы очевидны – комиссии агрегаторов нет, ОСГОП оформлять не нужно, то есть отпадает целый пласт ограничений и расходов.
Пассажирам пользование такими сервисами тоже приносит выгоду – поездки, в стоимость которых не заложены дополнительные траты водителей, обходятся им значительно дешевле.
Но и те, и другие очень рискуют. Водители не знают, кого они везут, а пассажиры не могут быть до конца уверены, что приехавшая по их вызову машина доставит их до пункта назначения целыми и невредимыми за оговоренную цену - в конце поездки водитель может, например, объявить двойную цену.
В России уже несколько лет наблюдается огромная нехватка водителей такси, работающих «в белую», и проблема лишь нарастает по мере увеличения требований к ним. В начале сентября 2024 г. CNews писал, что дефицит перевалил за 100 тыс. человек, и что это гарантированно приведет к стремительному росту цен на легальные пассажирские перевозки. По прогнозам «Яндекса», они будут увеличиваться на десятки процентов в год.
Проблему ясно видят и эксперты АНО «Цифровые платформы». 26 сентября 2024 г. гендиректор АНО Арсений Щельцин направил обращение лично премьер-министру России Михаилу Мишустину, в котором была озвучена помощь в поддержке идеи «цифровизации разрешительных процедур в сфере пассажирского такси» содействии в «реализации экспериментальных правовых режимов», пишет «Коммерсант».
Объем серого рынка такси в интернете стремительно растет и этого рынка в 2019 году еще не было».
Ситуация с рынком такси создает проблемы явно не только для водителей, но и для пассажиров. Наверняка многим из них, привыкшим к приложениям агрегаторов, будет не очень удобно искать водителей через соцсети и мессенджеры, к тому же им никто не сможет гарантировать безопасность таких поездок.
Также им приходится тратить все больше на поездки на такси. По итогам июля 2024 г. поездка на такси в расчете на 1 км подорожала сразу на 26% и составив в среднем 43,11 руб.
При этом таксисты, работающие в обход агрегаторов и таксопарков, берут за извоз в среднем в два раза меньше. Иными словами, россияне, вынужденные жить с официальной годовой инфляцией около 7% и видеть, как дорожает все вокруг, включая общественный транспорт, получают возможность платить за комфортную поездку вдвое меньше.
Причины, по которым нелегальные поездки обходятся настолько дешевле легальных следующие: работающим неофициально таксистам не нужно платить агрегаторам до 30% за заказ, а также отпадает возможность выплачивать таксопарку по 2000-3000 руб. на ежедневной основе. Последнее касается только тех, кто водит арендованную машину.
Постоянное закручивание гаек и попытка государства зарегулировать рынок пассажирских перевозок в итоге ударила по всем. Водители уходят в серую зону, пассажиры идут за ними в естественном желании сэкономить на фоне повсеместного роста цен, агрегаторы теряют работников и клиентов. Но и само государство тоже ощущает на себе последствия происходящего, ведь таксисты, с высокой долей вероятности, не станут отчитываться в налоговую инспекцию о своих заработках.
Как следствие, сокращаются поступления в бюджет России. По подсчетам первого заместителя главы комитета Госдумы по контролю Дмитрия Гусева, из-за ухода таксистов в серую зону потери бюджета достигают 30 млрд руб.
А водителей, желающих сбросить с себя оковы государства и агрегаторов, явно становится все больше. За последние два года количество ушедших в серую зону водителей выросло «из-за невозможности выполнить все требования для легальной деятельности.
Одна из причин сложившейся ситуации – это вступивший в силу в 2023 г. закон «О такси», из-за которого крупные таксопарки, агрегаторы и совместители-подработчики на собственных автомобилях теперь находятся на одном уровне, сообщил изданию Валерий Корнеев. Но, по его словам, простые водители «не способны выполнить все требования, чтобы попасть в реестр такси и легализоваться» – например, у них, в отличие от крупных такопарков нет возможности ежедневно проходить медосвидетельствование и техосмотр ввиду недостаточного количества соответствующих пунктов.
Все настолько плохо, что 72% водителей такси, работающих легально, уже готовы в любой момент уйти серую зону, если у них перестанет получаться выполнять все действующие требования законодательства. Такие данные приведены в результатах опроса «Цифрового мира», проведенного летом 2024 г.
По мнению президента Объединения самозанятых России Игоря Жмакина, вернуть водителей такси в легальное поле можно путем «встраивания в транспортное законодательство самозанятых водителей, которых сейчас по всей стране насчитывается около 2,5 млн». Он подчеркнул, что регистрацию имеют 650 тыс. таких водителей, а разрешение на работу в такси есть и вовсе лишь у 21 тыс. из них.
Эксперты АНО «Цифровые платформы» считают, что нужно внедрять «цифровые методы контроля за состоянием водителя и автомобиля».
Минэкономики и Минтранс ведут разработку предложений по запуску сервиса «для цифрового обмена транспортными документами в сфере таксомоторных перевозок, включая онлайн-урегулирование споров и убытков в рамках ОСАГО», пишет «Коммерсант» Однако к моменту выхода материала никакой конкретики в этом вопросе не звучало.
Сложившейся ситуацией с такси недовольны и пассажиры, и водители. Первые сетуют на высокие тарифы. Вторые кивают на увеличивающиеся расходы и законодательные требования. Почему сферу лихорадит, выяснял «АиФ».
По данным Росстата, за год (с августа 2023‑го по август 2024‑го) километр поездки подорожал на 10 руб., достигнув с среднем по стране отметки в 45 руб. Аналитики объясняют: на цены, помимо инфляции, повлиял закон о такси, вступивший в силу в сентябре 2023 года. В документе прописаны требования к водителям (рабочее время не более 40 часов в неделю, медосмотр, заполнение путевых листов и т. д.), региональные ограничения, ответственность агрегаторов.
У тех, кто за рулём, к нормативному акту есть вопросы. «Все в один голос говорили, что необходим переходный период хотя бы лет на 5, — возмущается глава профсоюза такси “Добро” Николай Кодолов. — Но никто таксистов не слушал, в результате закон приняли, работает он пока через пень-колоду».
По словам участников рынка, избыточные требования к водителям привели к серьёзному оттоку кадров. Люди уходят в сферы с сопоставимыми доходами, а том числе в курьерские службы. Что это за доходы? По словам Кодолова, таксисты в крупных городах (с населением от 500 тыс. жителей), если не работают вчёрную, то пашут по 12–13 часов, чтобы заработать хотя бы 100 тыс. руб. в месяц. «В населённых пунктах поменьше таксисты возят пассажиров ради месячного заработка в 40–50 тыс. руб.», — говорит он.
Отрасль штормят и слухи о возможных изменениях. Один из таких — Минтранс планирует обязать службы аренды такси и таксопарки заключать трудовые договоры с водителями. По сути, это хоронит прежнюю схему, когда таксист мог работать в статусе самозанятого, с соответствующим льготным налогообложением. Отраслевые эксперты тут же заявили, что в результате мы получим ещё больший дефицит кадров (и новый рост цен). И хотя официальное ведомство слух опровергло, но осадок, как говорится, остался.
«Если посмотреть на динамику регистрации и ликвидации компаний, видно, что рынок такси переживает определённый упадок, — сетует эксперт сервиса “Контур.Фокус” по экономической безопасности бизнеса Антон Яковлев. — Самый сильный удар он получил в ковидном 2020 году. Но и сейчас количество ликвидаций превышает количество регистраций».
Список факторов, которые бьют по сфере, немалый. Один из них, по словам Яковлева, — с этой осени водителям необходимо оформлять полис обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами в дополнение к полису ОСАГО. С одной стороны, вещь нужная: в случае ДТП пассажир получит компенсацию до 2 млн руб. (вместо 500 тыс. по ОСАГО). С другой — в среднем стоимость такого страхового полиса составляет 3,3 тыс. руб., а это тоже расходы.

Покидают «шашечки» и те, кто рассматривал такси в качестве подработки в свободное от основной работы время. Так, таксовать перестали многие бюджетники. Им теперь необходимо оформление самозанятости, чего нельзя делать в статусе госслужащего (за исключением некоторых видов деятельности). Ещё одна причина перестать «бомбить» — если в истории машины имеется запись, что она ездила в такси, цена авто на вторичном рынке падает на 20–30%.
А на то, что выпавшие «рулевые кадры» заместят мигранты, надеяться, похоже, не приходится. В ряде регионов, например в Ленинградской области, приезжим запретили работать в сфере легковых перевозок.
По расчётам Кодолова, за 11-часовую смену водитель может выручить около 10 тыс. руб. Данные, понятно, средние, зависят от региона, дохода местных жителей, марки авто. Из них придётся потратить:

2,5 тыс. — на машину (аренда, кредит, обслуживание);
1,5 тыс. — на топливо;
2–2,5 тыс. — выплаты компании-агрегатору.
В итоге на руках остаётся не больше 4 тыс. руб.

Вернуться в «песочница»