Некоторые сейлеры вынуждены отдавать маркетплейсам до 60% за их услуги, "mk"

Kyliedor
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 06 фев 2024, 21:59

Некоторые сейлеры вынуждены отдавать маркетплейсам до 60% за их услуги, "mk"

Непрочитанное сообщение Kyliedor »

Отечественные производители едва сводят концы с концами
Предпринимателей в первую очередь беспокоят финансовые условия, которые навязывают маркетплейсы: растут тарифы за хранение товаров на складах, увеличиваются общие издержки при работе с торговыми площадками. Ассоциация участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) фиксирует обращения владельцев магазинов, которые отмечают рост стоимости доставки товаров за год в три раза, а размещения продукции на складах — в восемь раз: например, хранение 1 литра товара в апреле 2023 года стоило 20 копеек в сутки, а уже в апреле 2024-го — 1 рубль 60 копеек. Предприниматели сетуют, что еле сводят концы с концами, а денег хватает исключительно на зарплаты сотрудникам. При этом большую часть выручки (до 60%) они вынуждены отдавать маркетплейсам за их услуги.
Правовая неразбериха в сфере интернет-торговли стала причиной тысяч жалоб со стороны предпринимателей и работников, сотрудничающих с маркетплейсами.
Ситуация из чисто экономической постепенно превращается в политическую, так как в том числе страдает бизнес, занимающийся импортозамещением. В подобном положении оказалась предпринимательница из подмосковных Люберец Анна Хайдарова, чья компания уже четыре года производит изделия из натуральной шерсти российского производства. Анна Нагитулловна рассказала, что из-за давления маркетплейса её бизнес буквально борется за жизнь, и, пока не будут приняты регулирующие законы, ситуация вряд ли изменится.

— Стоимость услуг в последний месяц растет в геометрической прогрессии, и еженедельно продавцам для продолжения работы на портале необходимо подписывать постоянно изменяющуюся оферту. Не подписать такую оферту невозможно, без подписи просто нет доступа к порталу поставщиков, — рассказывает предпринимательница. — И я не одна такая, нас тысячи. Многие небольшие производители просто мирятся с теми условиями, что им навязывают. Я, например, работаю с одним из крупнейших маркетплейсов, и на сегодняшний день площадка забирает у нашей компании около 80% выручки. Тариф только на хранение за последний год вырос на 1 200%. В 12 раз! У нас можно повышать в 12 раз тарифы на что-либо? Что общего это имеет с бизнесом и экономикой?

По словам Анны Хайдаровой, сейчас производители, чей товар хранится на складах маркетплейсов, вынуждены за бесценок распродавать остатки, чтобы банально уменьшить расходы на хранение.

Предпринимательница обратилась с жалобой к председателю комитета Совета Федерации по экономической политике Андрею Кутепову — соавтору законопроекта о регулировании деятельности маркетплейсов. Сейчас нижняя и верхняя палаты российского парламента обсуждают тонкости интернет-торговли, например, касающиеся того же импортозамещения.

— Конечно, для продвижения отечественных товаров особенные условия были бы не лишними. Этот вопрос находится в процессе проработки, так как он состоит из нескольких факторов, в том числе — что именно считать отечественной продукцией, — объясняет Андрей Кутепов. — Безусловно, регулировать вопросы деятельности маркетплейсов нужно обязательно. Сейчас назрела необходимость установить сбалансированные правила в сегменте деятельности маркетплейсов. Это касается не только взаимодействия площадки и поставщиков, но затрагивает и вопросы взаимодействия потребителей и площадок, потребителей и поставщиков и многие другие вопросы.

В частности, законопроект, который подготовили Андрей Кутепов и депутат Владимир Гутенёв, регламентирует прозрачные договоры между маркетплейсами и предпринимателями, а также запрещает торговым площадкам без предупреждения менять стоимость услуг, навязывать участие в бонусных программах и начислять необоснованные штрафы. Именно эти претензии чаще всего звучат от селлеров и владельцев ПВЗ.

— У нас в стране рынок и конкуренция, но при этом должны быть относительно равные правила игры. Например, в сегменте доставки одним нужно выполнить много требований и потратить на это достаточно средств, а другие освобождены от этих требований. Понятно, что тот, кто их выполняет, будет менее конкурентоспособен. У нас появился новый субъект экономической деятельности. Он осуществляет деятельность как таковую. Почему его деятельность не нужно регулировать, если к такому субъекту есть много вопросов, причем не только со стороны субъектов предпринимательской деятельности? — задаётся вопросом сенатор.

Председатель совета АУРЭК Александр Ефимов рассказал, что количество жалоб на маркетплейсы растёт, при этом сами торговые площадки свои действия оправдывают исключительно экономикой.

— Действительно, на складах маркетплейсов наблюдается рост нагрузки, и сам тариф хранения вырос в несколько раз. Среди предпринимателей звучат теории, что так торговые площадки освобождаются от неликвида или освобождают место для китайских ритейлеров. Но ни подтвердить, ни опровергнуть мы это не можем. Однако вполне реальны случаи, когда стоимость приёмки товара на склад в разы выше, чем стоимость продажи того же товара покупателю. На наш взгляд, такой подход может иметь признаки нарушения антимонопольного законодательства, — объясняет Александр Ефимов.

В АУРЭК уверены, что из-за доминирующего положения крупнейших игроков рынка на них должны распространяться дополнительные требования закона о защите конкуренции, в том числе и по стоимости услуг.

— Что же касается импортозамещения, то это сложный вопрос. Объективно в том же Китае, например, рабочая сила дешевле, издержек меньше, товары дешевле. Российским предпринимателям, конечно, в таким условиях сложно конкурировать. Государство делает много, чтобы поддержать отечественных производителей, и было бы здорово, чтобы так поступали маркетплейсы. Но заставлять торговые площадки нельзя. Это должно быть их решение, — резюмирует

Вернуться в «песочница»