ДИАГНОСТИКА; ЧИП-ТЮНИНГ АВТОМОБИЛЯ (ВАЗ, ИНОМАРОК) НА ЗАКАЗ
О чип-тюнинге, должно быть, слышал каждый автомобилист. Если
коротко, то он заключается в перепрограммировании компьютера, который управляет
работой двигателя, то есть перепрошивке. Иными словами, всё делается «по
проводам», никакого механического вмешательства чип-тюнинг не предполагает. Но
стоит ли его делать или нет? Есть ли у него какие-то минусы или только плюсы? И
что из того, что говорят, правда, а что выдумки?
Атмосферные моторы
Принято
считать, что чип-тюнинг дает прибавку мощности в 20−30%. Это одновременно и
миф, и правда. Для бензиновых турбомоторов и турбодизелей — это правда, а вот
для атмосферных двигателей нет.
Делая
чип-тюнинг атмосферному мотору, можно рассчитывать на прибавку мощности
максимум на 10%. И достигается это исключительно за счет более тонкой
настройки. Других способов просто нет. Чтобы мотор выдавал больше мощности, ему
нужно больше воздуха. А без механического вмешательства атмосферный мотор не
может получить больше воздуха, чем заложено производителем.
Исключения
составляют только те двигатели, которые с завода идут с разной степенью
дефорсирования. Например, мотор VW объемом 1,6 литра серии ЕА211. Он
выпускается в двух модификациях: 90 и 110 л.с. При этом разница у них только в
прошивке. Ещё один пример — мерседесовский двигатель М276, который может
выдавать 249 л.с., а может — 306. И дело тоже только лишь в прошивке. Но это
исключение из правил и своего рода прихоть производителя, который по тем или
иным причинам хочет дефорсировать двигатель с изначально большим потенциалом.
Турбомоторы
У
турбомоторов увеличить мощность на 20−30% вполне реально, путем
перепрограммирования турбины. В исключительных случаях мощность можно понять
даже на 50 и более процентов. Например, у двигателей Volvo с индексами D3, D4 и
D5 мощность отличается более чем на 50% — младший выдает 163 л.с., а старший
способен на 270 л.с., хотя по факту дело только в прошивке.
Тем
не менее, не у каждого двигателя будет такой прирост мощности. Существуют
моторы, которые с завода идут с высокой степенью форсировки. Например, мотор
1,6 литра на Nissan Juke, который уже с завода выдает 200 лошадей. Ждать от
чип-тюнинга этого двигателя какой-то ощутимой прибавки мощности не стоит. Более
того, та прибавка, которая будет, будет едва ли заметна. У новых моторов
Hyundai-Kia с непосредственным впрыском потенциал для чип-тюнинга тоже весьма
мал.
Объем двигателя
Почему-то
принято считать, что у больших по объему моторов больше потенциал для тюнинга.
В абсолютных числах это так, но в процентах далеко не всегда. Все зависит от
запаса прочности мотора, который остается после выхода с завода. Например,
почти одинаковая прибавка мощности будет у мотора 1,6 от Hyundai Solaris и у
мотора 3,7 литра от Infiniti — 7−9 л.с.
Побочные эффекты
У
очень многих, кто задумывается о том, чтобы «чипануть движок» возникает
резонный вопрос — а выдержит ли увеличившуюся мощность и крутящий момент
трансмиссия? Однозначного ответа нет, всё опять-таки зависит от запаса
прочности, оставленной производителем. Но общий совет таков. У машин с
атмосферными моторами, мощность которых после чиповки увеличивается не более
чем на 10%, за трансмиссию в целом можно не бояться, обычно такое улучшение
характеристик двигателя перекрывается погрешностью запаса прочности коробки.
То
ли дело турбомоторы и особенно турбодизели, у которых крутящий момент
изначально высокий, да плюс ещё и его прирост после чип-тюнинга будет
значительный. Например, если изначально крутящий момент 500 Нм, а прибавляется
ещё 120 Нм, коробка может уже не выдержать. Но есть и хорошая новость, обычно
ограничения трансмиссии известны тюнинг-ателье и они не превышают этот порог.
Тем не менее, если вы перепрошиваете мотор где-то в гаражах, бояться за то, что
дядя Вася не учтет это, стоит.
Ресурс
После
того, как с трансмиссией разобрались, возникает ещё один резонный вопрос — как
та самая увеличившаяся производительность скажется на ресурсе двигателя? По
идее, любая увеличившаяся нагрузка снижает ресурс механизма. Но больше всего в
данном вопросе играет роль все тот же запас прочности. Хотя и не только он. Не
меньшую роль играет грамотная настройка мотора. Например, неправильно
выставленным углом опережения зажигания и последующей детонацией можно
разрушить даже мотор с огромным запасом прочности. В тоже время, если сделать
все по уму и в меру, ресурс может почти не сократиться.
Гарантия
Так как чиповать мертвый мотор не имеет никакого смысла, многие решаются на
чип-тюнинг сразу после покупки машины. В некоторых случаях это даже резонно. Не
секрет, что некоторые двигатели для нашей страны специально дефорсируются для
того, чтобы те попали в более выгодную налоговую категорию. То есть ничего
плохо в том, чтобы сменить машине прошивку на «родную» нет. Однако порой после
такого электронного вмешательства владельцы слетают с гарантии.
Дело
в том, что некоторые дилеры перед ТО делают диагностику прошивки мотора. И если
прошивка не та, с которой машина продавалась, будут проблемы. И если ещё пять
лет назад такую проверку делали лишь единичные дилеры, сейчас их начинают
практиковать все большее число официалов.
Кроме
того, зависит ещё и от того, где вы чипуете машину. Если в хорошем
тюнинг-ателье, то они могут сделать так, что новую прошивку дилер не заметит
даже в ходе проверки. Также на некоторых марках машин стоит хитрая защита,
обмануть которую не могут даже ушлые тюнеры.
В
некоторых моделях BMW, например, данные о прошивке отправляются на сервер
компании в Мюнхен автоматически при подключении диагностического сканера. При
этом дилеру ничего не говорят о соответствии прошивки, поэтому человек может
долго-долго ездить на ТО к официалам, оставлять у них большие деньги, а при
какой-то поломке неожиданно для себя узнать, что его машина уже давно не на
гарантии.
Вывод
Вывод из всей этой истории простой. Если вам очень надо, и машина у вас и так
работает на износ, то чип-тюнинг — это, наверное, ваша тема, а вот если вы
спокойно ездите и хотите «чипануть» машину просто, чтобы «чипануть», стоит
десять раз подумать, потому как есть вероятность навредить двигателю. Особенно
если пытаться сэкономить и делать все у знакомого мастера в ангаре на окраине
города, который берет за все 500 рублей вместо 10 000
В данной категории нет товаров.